Подробная цифровая (электронная) карта Cтраны мира, обладающие тактическим, оперативным и стратегическим ядерным и термоядерным оружием (боеголовками) и средствами его доставки (носителями ядерного оружия)

Подробная цифровая (электронная) карта: Cтраны мира, обладающие тактическим, оперативным и стратегическим ядерным и термоядерным оружием (боеголовками) и средствами его доставки (носителями ядерного оружия). Ядерное и термоядерное оружие и средства доставки оружия массового поражения - подробная электронная карта.

Нижеследующие приложения представляют собой краткие результаты анализа имеющихся сведений относительно ядерного потенциала отдельных стран. В них даны самые общие оценки и выводы. По понятным соображениям последние не всегда подтверждены ссылками на официальные данные. Эти приложения охватывают, естественно, не все страны, располагающие собственными ядерными возможностями. Выбранные страны являются, по мнению российской разведки, наиболее показательными с точки зрения проблемы, которой посвящен настоящий доклад. Мы не исключаем того, что при рассмотрении представленных оценок могут появиться некоторые возражения или сомнения. Мы готовы принять и проанализировать все материалы, не согласующиеся с приводимыми выводами.

Алжир

Алжир не располагает научно-техническими и материальными ресурсами для создания потенциала ядерного оружия. В декабре 1993 года был введен в эксплуатацию тяжеловодный ядерный реактор "Ас-Салям" мощностью 15 МВт, поставленный КНР. Есть оценки, которые допускают, что мощность реактора может быть более высокой. Возможности этого реактора не выходят за рамки ведения обычных исследований в области производства изотопов, физико-технических характеристик топлива, экспериментов в нейтронных пучках, совершенствования физики ядерных реакторов, обучения персонала. Хотя, в принципе, КНР и Алжир продолжают переговоры о возможностях дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в ядерной области, практического наполнения оно пока не получило. Китайский персонал на реакторе "Ас-Салям" резко сокращен. Реактор находится под гарантиями МАГАТЭ, последняя инспекция которой в Алжире в 1994 году не выявила каких-либо нарушений. В стране имелась программа строительства сети АЭС, в основном в южных районах, где разведаны запасы урановых руд. Однако в настоящее время в связи с тяжелым экономическим положением программа развития ядерной энергетики практически заморожена. Данные, которые подтверждали бы наличие в стране военной ядерной программы, отсутствуют. В январе 1995 года Алжир присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Аргентина

Страна располагает надежной сырьевой базой для развития атомной энергетики, строятся и эксплуатируются АЭС, подготовлены высококвалифицированные научные кадры, получены технологии обогащения урана, имеются центры ядерных исследований. Среди стран Латинской Америки Аргентина обладает наиболее развитой ядерной промышленностью. Ее программа реализуется в двух направлениях. С одной стороны, создается ядерный топливный цикл при содействии промышленно развитых государств Запада и под контролем МАГАТЭ. С другой — собственными силами строятся ядерные установки малой производительности, пока не поставленные под международный контроль. Аргентина — член МАГАТЭ, подписала Договор Тлателолко о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке, а также Конвенцию о физической защите ядерных материалов. Подписано специальное соглашение между Аргентиной, Бразилией, АВАСС (АВАСС — Бразилъско-аргентинское агентство по учету и контролю за ядерными материалами) и МАГАТЭ, предусматривающее распространение полномасштабных гарантий Агентства на ядерную деятельность этих стран. Вместе с тем не принимает участия в разработке ведущими странами-поставщиками критериев ядерной экспортной политики. В марте 1995 года присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, что, несомненно, будет содействовать укреплению режима ядерного нераспространения, в том числе в Латинской Америке.

Бразилия

Страна располагает надежной сырьевой базой для развития атомной энергетики, строятся и эксплуатируются АЭС, подготовлены высококвалифицированные научные кадры, получены технологии обогащения урана, имеется несколько центров ядерных исследований. Бразилия является членом МАГАТЭ, однако не присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, считая его дискриминационным, ущемляющим права Бразилии на получение новейших технологий. Она ратифицировала Договор Тлателолко о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Конвенцию о физической защите ядерного материала. Подписано четырехстороннее специальное соглашение между Аргентиной, Бразилией, АВАСС и МАГАТЭ, предусматривающее распространение полномасштабных гарантий Агентства на ядерную деятельность этих стран. Бразильское правительство заявило об отказе от осуществления ядерных испытаний даже в мирных целях. Данных о наличии в Бразилии ядерного оружия не имеется. Вместе с тем периодически поступает информация о существовании в стране крупной продвинутой программы исследований военно-прикладного характера, что является предметом обсуждения в научных кругах. Ядерная деятельность ведется в рамках двух программ: официальной ядерно-энергетической, осуществляемой под контролем МАГАТЭ, и "параллельной", реализующейся под фактическим руководством вооруженных сил страны, прежде всего ВМС. Хотя Бразилия сделала важные шаги в сторону ядерного нераспространения, существующая "параллельная ядерная программа" не находится под наблюдением МАГАТЭ. Работы над ней ведутся в основном в Институте энергетических и ядерных исследований, в Центре аэрокосмической технологии ВВС, в Центре технических разработок бразильской армии, а также в Институте ядерных исследований.

Египет

Сведений о наличии в Египте ядерного оружия не имеется. В обозримом будущем выход Египта на обладание ядерным оружием не просматривается. В стране нет специальной программы военно-прикладных исследований в ядерной области. Египет присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. Вместе с тем проводятся серьезные работы по развитию ядерного потенциала, предназначенного, по официальным заявлениям, для использования в энергетике, сельском хозяйстве, медицине, биотехнологии, генетике. Планируется промышленное освоение 4 разведанных урановых месторождений, включая экстракцию и обогащение урана для последующего использования в качестве топлива для атомных электростанций. Действует научно-исследовательский реактор мощностью 2 МВт, запущенный в 1961 году при техническом содействии СССР. В 1991 году подписано соглашение с Индией об увеличении мощности этого реактора до 5 МВт. 30-летняя работа реактора позволила Египту обзавестись собственной научной базой и достаточно квалифицированными кадрами. Имеются, кроме того, договоренности с Великобританией и Индией об оказании содействия в подготовке национальных кадров для научных исследований и работы на атомных предприятиях страны. В начале 1992 года заключена сделка на поставку Аргентиной в Египет еще одного реактора мощностью 22 МВт. Остается в силе подписанный в 1991 году контракт на поставку в Египет российского циклотронного ускорителя МГД-20. С 1990 года Египет является членом Арабской организации ядерной энергетики, объединяющей 11 стран. Ряд египетских научных проектов осуществляется под эгидой МАГАТЭ. Имеются двусторонние соглашения в области мирного использования атомной энергии с Германией, США, Россией, Индией, Китаем, Аргентиной.

Израиль

Израиль является страной, неофициально обладающей ядерным оружием. Само руководство Израиля не подтверждает, но и не опровергает сведения о наличии ядерного оружия на территории страны. Для наработки ядерного материала оружейной чистоты используются в первую очередь тяжеловодный реактор и установка для переработки облученного топлива. Они не находятся под гарантиями МАГАТЭ, хотя Израиль является членом этой международной организации. Их мощности достаточны для изготовления 5 - 10 ядерных боезарядов в год. Реактор мощностью 26 МВт введен в строй в 1963 году с помощью Франции и модернизирован в 70-е годы. После увеличения его мощности до 75 - 150 МВт наработка плутония могла вырасти с 7 - 8 кг делящегося плутония в год до 20 - 40 кг. Установка для переработки облученного топлива создана примерно в 1960 году также при содействии французской фирмы. На ней можно получать от 15 до 40 кг делящегося плутония в год. Кроме того, запасы делящегося плутония могут быть увеличены с помощью тяжеловодного реактора мощностью 250 МВт на новой АЭС, о строительстве которой правительство официально объявило в 1984 году. При определенном режиме работы реактор может давать, по оценкам, более 50 кг плутония в год.

Израиль обвинялся в тайных закупках и хищениях ядерных материалов в других странах — США, Великобритании, Франции, ФРГ. Так, в 1986 году в США было обнаружено исчезновение более 100 кг обогащенного урана на одном из заводов в штате Пенсильвания предположительно — в интересах Израиля. Тель-Авив признал факт незаконного вывоза им из США в начале 80-х гг. критронов — важного элемента в создании современных образцов ядерного оружия. Запасы урана в Израиле оцениваются достаточными для собственных нужд и даже экспорта примерно в течение 200 лет. Соединения урана могут выделяться на 3-х заводах по производству фосфорной кислоты в качестве сопутствующего продукта в объеме около 100 т в год. Для обогащения урана израильтяне еще в 1974 году запатентовали метод лазерного обогащения, а в 1978 году разработали еще более экономичный метод разделения изотопов урана, основанный на различии их магнитных свойств. По некоторым данным, Израиль участвовал и в проводимых в ЮАР "обогатительных разработках" по методу аэродинамического сопла. В совокупности на такой базе Израиль мог потенциально произвести в период 1970 — 1980 гг. до 20 ядерных боезарядов, а к настоящему времени — от 100 до 200 боезарядов.

Более того, высокий научно-технический потенциал страны позволяет продолжить НИОКР в направлении совершенствования конструкции ядерного оружия, в частности создания модификаций с повышенной радиацией и ускоренной ядерной реакцией. Нельзя исключать интерес Тель-Авива к разработке термоядерного оружия.

Имеющаяся информация позволяет выделить следующие наиболее важные объекты (с известной долей условности характеристик их основного назначения), которые являются компонентами военного ядерного потенциала страны:

• Сорек - центр научно-конструкторской разработки ядерного оружия;
• Димона - завод по наработке оружейного плутония;
• Йодефат - объект по сборке и демонтажу ядерного оружия;
• Кефар Зекхарья - ядерная ракетная база и склад атомных бомб;
• Эйлабан - склад тактического ядерного оружия.

Израиль по стратегическим соображениям отказывается от присоединения к ДНЯО.

Индия

Индия относится к числу стран, неофициально обладающих ядерным оружием. Имеется продвинутая программа военно-прикладных исследований. Страна располагает высоким промышленным и научно-техническим потенциалом, квалифицированными национальными кадрами, материальными и финансовыми ресурсами для создания оружия массового поражения.

Являясь членом МАГАТЭ, Индия, тем не менее, не подписывала соглашения о постановке всей своей ядерной деятельности под гарантии этой организации и не присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, считая его "дискриминационным" в отношении неядерных государств. Индия является одной из немногих развивающихся стран, способных самостоятельно проектировать и строить ядерные энергоблоки, выполнять различные операции в рамках топливного цикла начиная с добычи урана и кончая регенерацией отработавшего топлива и переработкой отходов.

Страна располагает собственными запасами урана, которые, по оценкам МАГАТЭ, составляют около 35 тыс. тонн при затратах на извлечение до 80 долл./кг. Запасы природного урана и количество производимого уранового концентрата находятся на уровне, достаточном для эксплуатации действующих реакторов, однако их ограниченность может стать серьезным препятствием развития атомной энергетики Индии через 15-20 лет. В этой связи в качестве альтернативного пути расширения собственной сырьевой базы индийские специалисты рассматривают использование тория, залежи которого в стране составляют около 400 тыс. тонн. При этом необходимо отметить, что в Индии проведены уникальные исследования и достигнуты значительные результаты в разработке технологии по использованию тория в топливном цикле. По имеющимся данным, проводятся экспериментальные работы по выделению изотопа урана-233 путем облучения в реакторе оксидных ториевых сборок.

Индия обладает крупными мощностями по производству более 300 тонн в год тяжелой воды типа D20 и может стать одним из ее экспортеров. Подписанное в апреле прошлого года соглашение о поставках тяжелой воды в Южную Корею явилось первым выходом Индии на международный "ядерный рынок".

В целом, Индия сумела достичь существенного прогресса в своей ядерной программе и разработать оригинальные технологии, что позволяет ей проводить независимую политику в сфере ядерной энергетики. Зависимость Индии от иностранного оборудования в атомной промышленности не превышает 10 процентов (по оценкам индийских специалистов). В настоящее время страна имеет 9 действующих промышленных реакторов общей мощностью около 1600 МВт (эл.). Из них только две АЭС — в Тарапуре и Раджастане — находятся под гарантиями МАГАТЭ. Специалисты считают, что в недалеком будущем Индия станет поставщиком тяжеловодных реакторов в другие страны. Кроме того, в стране имеется 8 исследовательских реакторов, самым мощным из которых является созданный полностью индийскими специалистами реактор "Дхрува" тепловой мощностью 100 МВт. По заявлению индийских представителей, реактор предназначен для производства изотопов для промышленных целей, медицины и сельского хозяйства. Однако его можно рассматривать и как возможный наработчик плутония.

В целом, в Индии создан собственный ядерный топливный цикл для опытных и исследовательских реакторов (пилотные установки) и для энергетических реакторов (промышленные установки). При этом исследовательские реакторы и их топливный цикл не находятся под гарантиями МАГАТЭ. По оценкам экспертов, взорвав в 1974 году свое ядерное устройство, Индия заложила мощную основу для развития военной ядерной программы. Она располагает как большими потенциальными производственными возможностями, так и испытательной базой. Располагая запасами не находящегося под гарантиями облученного реакторного топлива, страна может переработать его с целью извлечения плутония для создания мощного арсенала ядерного оружия.

Иран

Иран не располагает ядерным оружием. Убедительных признаков наличия в стране скоординированной целостной военной ядерной программы к настоящему времени не обнаружено. Современное состояние промышленного потенциала таково, что без помощи извне ИРИ не способна организовать производство оружейных ядерных материалов. Иран ратифицировал ДНЯО в 1970 году, а с февраля 1992 года предоставил МАГАТЭ возможность инспектировать любые свои ядерные объекты. Ни одна инспекция МАГАТЭ не выявила нарушений Тегераном Договора о нераспространении ядерного оружия. До 1979 года Иран осуществлял программу использования атомной энергии в мирных целях, предусматривавшую строительство 23 АЭС. Ныне осуществляется более умеренная программа, в которой задействованы:

1. Тегеранский центр ядерных исследований.

В центре с 1968 года работает исследовательский реактор с номинальной мощностью 5 МВт, поставленный из США и находящийся под гарантиями МАГАТЭ. Завершено строительство установки для производства радиоизотопов (выдвигались подозрения, что эта установка способна выделять плутоний из отработанного ядерного топлива, однако данные о проведении там таких работ не подтверждаются). Имеется установка по производству "желтого кека", которая в последнее время не работала из-за неудовлетворительного технического состояния. В октябре 1992 года на территории центра введен в строй исследовательский корпус под названием "Эбн Хисэм", в котором расположена лаборатория лазерной техники. По имеющимся данным, в лаборатории отсутствуют лазеры, пригодные для разделения изотопов урана.

2. Центр ядерной технологии в Исфахане.

Для Центра в КНР был закуплен исследовательский реактор MNSR (миниатюризированный источник нейтронов) мощностью 25/5 МВт. По имеющимся сведениям, в последнее время осуществлялись подготовительные мероприятия по введению реактора в действие. На территории Центра ведутся активные строительные работы. Признаков, указывающих на то, что новые здания предназначены для размещения оборудования ядерных технологий военного назначения, не отмечено.

3. Ядерный исследовательский центр для сельского хозяйства и медицины в Кередже.

До настоящего времени не получено сведений, указывающих на наличие в этом центре помещений, приспособленных для проведения работ с радиоактивными материалами. Завершено строительство только одного здания, в котором располагается дозиметрическая лаборатория и лаборатория сельскохозяйственной радиохимии. В процессе строительства находится еще несколько зданий, в одном из которых планируется установить калютрон — электромагнитный сепаратор для выделения нерадиоактивных (стабильных) изотопов. Это здание имеет обычную систему вентиляции и по степени радиационной защиты не может использоваться для работы с радиоактивными веществами. Сепаратор закуплен у КНР с целью получения материалов для мишеней, которые планируется облучать нейтронными потоками на 30 МэВ циклотроне. Строительство циклотрона завершено в январе 1995 года.

4. Отделение ядерных исследований в городе Йезд.

Создано на базе местного университета. Занимается геофизическими исследованиями и геологией месторождения, расположенного в 40 км юго-восточнее населенного пункта Сагенд, который, в свою очередь, лежит в 165 км северо-восточнее города Йезд. Площадь месторождения — 100 — 150 кв. км, запасы оцениваются в 3 — 4 тыс.т по эквиваленту окиси урана (U3O8), содержание U-235 очень низкое и составляет от 0,08 до 1,0%. В настоящее время на месторождении проводятся работы по его доразведке и обустройству. Практическая эксплуатация этого месторождения еще не начата.

5. Объект Моаллем Калайе.

Объект подозревался в проведении незаявленной ядерной деятельности без контроля со стороны МАГАТЭ, расположен под Казвином в горах на север от Тегерана. Находится в процессе строительства. Проверен инспекторами МАГАТЭ, и, по их официальному заключению (на февраль 1992 года), на этом объекте не проводится ядерной деятельности. В последнее время на объект в Моаллем Калайе начало поступать оборудование. Признаки, по которым можно было бы отнести это оборудование к категории ядерного, отсутствуют. Повышенная сейсмичность района не позволяет расположить там реактор — наработчик плутония, а площадь объекта недостаточна для размещения оборудования приемлемой производительности для получения оружейного урана. Достоверные данные о каких-либо нелегальных поставках в Иран ядерного сырья или ядерного топлива отсутствуют. Сооружение фабрики по переработке урановой руды на территории страны было, скорее всего, завершено в 2005 году. Вместе с тем некоторые западные эксперты высказывают сомнения в том, что в настоящих условиях нет оснований для того, чтобы международное сообщество чинило препятствия Тегерану в реализации его мирной ядерной программы даже под контролем МАГАТЭ. Более того, официальные представители США на разных уровнях неоднократно заявляли о своей уверенности в том, что Иран осуществляет военную ядерную программу и, по их последним оценкам, может добиться своей цели через 5 лет, т.е. к 2000 году. Это утверждение вызывает сомнение. Суть подхода Тегерана, по мнению американцев, состоит в том, чтобы, соблюдая ДНЯО, строить свою мирную ядерную программу таким образом, чтобы в случае принятия соответствующего политического решения наработанный в мирной сфере (специалисты, техника) опыт мог быть задействован для создания ЯО. Исходя из этого, Вашингтон делает основной вывод о том, что страны — поставщики ядерной технологии должны воздерживаться от любого сотрудничества с Ираном в ядерной области до тех пор, пока не появятся достаточно веские свидетельства искренней и долгосрочной приверженности Ирана исключительно мирному использованию ядерной энергии. Нынешний климат, по мнению Вашингтона, не отвечает этому критерию. Однако такие обвинения в отношении Ирана зачастую базируются на явно непроверенной информации. Так, например, известна кампания в 1992 — 1994 годах в иностранных, в том числе американских и западноевропейских, СМИ по поводу четырех ядерных боезарядов, якобы закупленных Тегераном у Казахстана. Между тем, как неоднократно заявляло руководство ЦРУ, это ведомство не зафиксировало ни одной продажи ядерного оружия из республик бывшего СССР. Уровень достижений Исламской республики Иран в ядерной области не превышает аналогичного показателя для еще 20 — 25 стран мира.

Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР)

КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Соглашение о постановке всей своей ядерной деятельности под контроль МАГАТЭ. В марте 1993 года северокорейцы заявили о выходе из ДНЯО, а в июне 1994 года — из МАГАТЭ. Однако в силу несоблюдения в обоих случаях необходимых формальностей эти заявления остались только декларациями.

Научно-экспериментальная инфраструктура в ядерной области создавалась в 60-е годы. К настоящему времени в стране продолжают действовать ряд специализированных НИИ, в том числе научно-исследовательский институт в Атомном центре в Ненбене, институты ядерной энергетики и радиологии, отделение ядерной физики в Пхеньянском университете, кафедра технологий ядерных исследований в политехническом институте им. Ким Чака. КНДР обладает необходимой сырьевой базой, сетью объектов атомной промышленности, которые наряду с НИИ составляют ядерный комплекс страны. Решение о начале развития в стране ядерной энергетики принималось с учетом необходимости самообеспечения электроэнергией. КНДР не имеет разведанных нефтяных запасов. В стране ощущается острая нехватка электроэнергии, 50% которой вырабатывается на ГЭС и около 50% — на ТЭС.

Выбор северокорейцами пути развития ядерной энергетики на основе газографитовых реакторов имеет под собой объективную основу:

• наличие в стране достаточных запасов природного урана и графита, которые северокорейцы могли переработать до степени, пригодной для использования в газографитовых реакторах;
• отсутствие мощностей и соответствующего научного и практического опыта по производству тяжелой воды для тяжеловодных и обогащению урана для легководных реакторов.

По оценке экспертов СВР, политическое решение о начале работ по созданию ядерного оружия было принято в КНДР на рубеже 70-х годов. Однако в силу различного рода трудностей экономического, финансового, научно-технического характера военная часть ядерной программы КНДР развивалась волнообразно. Отмечались случаи ее "замораживания" и последующего восстановления. Рост внешнеполитической и экономической изоляции КНДР еще более усиливал трудности в этой области. Тем не менее, опираясь главным образом на собственные силы, северокорейцы сумели создать почти полностью плутониевый ядерный цикл, который представлен на схеме.

Экспериментальный газографитовый реактор электрической мощностью 5 МВт (тепловая мощность 25 — 30 МВт), введенный в эксплуатацию в январе 1986 года, по своим техническим параметрам может быть использован для наработки плутония оружейного качества. Предполагается, что во время остановки реактора в 1989 году северокорейцы произвели выгрузку облученного ядерного топлива. Достоверных данных о том, было ли оно переработано в химлаборатории и если да, то сколько плутония оружейного качества было получено, не имеется. Теоретически из 8000 стержней в зависимости от степени их выгорания можно получить Pu 239 в количестве, достаточном для изготовления 1— 2 ядерных зарядов. Однако наличие оружейного плутония еще не предопределяет реальную возможность создать ядерный заряд. Опять же чисто теоретически северокорейцы могли вести работы в двух направлениях:

• создание плутониевого заряда пушечного типа (или так называемого примитивного) представляется нереальным, и этот путь, по существу, является тупиковым в силу физических и технических ограничений, связанных с реализацией принципа сближения подкритических масс и обеспечения мгновенной цепной реакции;
• создание имплозивного ядерного заряда на основе плутония — уже пройден ядерными державами и потребовал от них решения чрезвычайно сложных научных и технических проблем, которые хранятся в строжайшей тайне.

По оценке экспертов СВР, нынешний научно-технический уровень и технологическая оснащенность ядерных объектов в КНДР не позволяют северокорейским специалистам создать ядерное взрывное устройство, пригодное для полигонных испытаний, и тем более смоделировать холодное испытание боезаряда плутониевого типа в лабораторных условиях. Даже допуская возможность наработки определенного количества оружейного плутония, создание дееспособного ядерного заряда представляется малореальным. Созданный КНДР прецедент присвоения себе "особого статуса" в рамках ДНЯО и МАГАТЭ, а также неурегулированность северокорейской "ядерной проблемы" в целом по-прежнему тревожат мировое сообщество. Вместе с тем следует отметить определенные позитивные подвижки в процессе урегулирования. Реактор в Нонбене остановлен, отработанное топливо из него выгружено и складировано в хранилищах, сохраняется возможность (хотя и ограниченная) для контрольной деятельности МАГАТЭ в КНДР. Женевские соглашения от 21 октября 1994 года заложили определенную основу для урегулирования проблемы политическими и экономическими средствами. Конечно, на этом пути заинтересованные стороны сталкиваются и будут сталкиваться со множеством труднорешаемых противоречий. Сам процесс ожидается быть длительным.

Ливия

Ядерного оружия в Ливии нет. Достоверные данные, которые свидетельствовали бы об осуществлении ею каких-либо целенаправленных работ по его созданию, отсутствуют. Имеющаяся в стране техническая база и общий научно-технический уровень позволяют утверждать, что в обозримой перспективе она не в состоянии получить доступ к ядерному оружию. Одно время западные эксперты относили Ливию к категории "наиболее опасных" стран с точки зрения ведения там военно-прикладных исследований в области ОМУ, в частности ядерного, однако в последнее время с их стороны сделаны признания, что эта оценка была явно преувеличенной. Ливия обладает некоторым опытом исследований в ядерной области. Введенный в 1982 году в эксплуатацию при содействии бывшего СССР ядерный центр в Таджуре является единственным в стране ядерным объектом и ведет исследовательские работы в целях мирного использования атомной энергии. Ливийское руководство предоставило территорию страны для международных инспекций МАГАТЭ, подтвердило свою приверженность Договору о нераспространении ядерного оружия.

Пакистан

Военная ядерная программа была начата в середине 70-х годов и была ориентирована на урановый путь создания ядерного оружия. По имеющимся данным, страна располагает технологическими возможностями для ускоренного производства 6-12 ядерных устройств мощностью до 20 кт. Объективным условием для этого является независимость Пакистана в обеспечении расщепляющимися материалами, поскольку в ряде районов страны имеются достаточные запасы урановых руд. В последнее время появились также данные об интересе пакистанских ученых к использованию в военных целях плутония. Официальные власти Пакистана не отрицают способности производить ядерное оружие, однако утверждают, что не будут создавать его для использования против какой-либо определенной страны, а "поддержание военной готовности" диктуется "сохранением дисбаланса" в военной области между ним и Индией. Пакистан является членом МАГАТЭ, однако не присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия и к Конвенции о физической защите ядерного материала, не участвует в международных договоренностях относительно контроля за ядерным экспортом. Наличие собственной научно-исследовательской базы, необходимого научного персонала и современной технологии обогащения урана до 90% способствует успешному развитию ядерной программы. Завод в Кахуте обеспечивает ядерным топливом АЭС в Карачи и создает запасы для будущих станций. При строительстве АЭС, проведении научных исследований и создании индустриальной основы для производства собственных ядерных реакторов Пакистан планирует опираться на помощь со стороны КНР. Несмотря на активное противодействие США и других западных стран, в конце 1992 года правительством принято решение о приобретении в Китае ядерного реактора мощностью 300 МВт. В ближайшие годы Пакистан намерен добиваться строительства по крайней мере еще 2-3 атомных реакторов (один из которых с энергетическим блоком в 300 МВт будет построен КНР в течение 6 лет). До завершения строительства новых реакторов предполагается модернизировать и продлить срок эксплуатации карачинской станции еще на 20 лет. Руководство страны осознает, что приобретение атомных технологий и оборудования на мировом рынке находится в прямой зависимости от подписания ДНЯО. Без этого Пакистану остаются фактически недоступными западные проекты современных реакторов на быстрых нейтронах, которые могут служить источником получения оружейного урана-235 или плутония. В целом можно утверждать, что пакистанская ядерная технология находится на достаточно высоком уровне, и ядерный центр в Кахуте способен обеспечить наработку высокообогащенного урана, достаточного для создания атомной бомбы.

Республика Корея

Собственного ядерного оружия не имеет. Американское тактическое ядерное оружие, судя по заявлению США и РК, с территории страны выведено. Республика Корея присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия в день открытия его к подписанию 1.07.68, а ратифицировала его только 14.03.75. Столь длительная задержка объяснялась южнокорейскими лидерами тем, что КНР и КНДР не поставили свои подписи под Договором, а Япония его не ратифицировала. Ядерная деятельность страны поставлена под гарантии МАГАТЭ. Инспекции проводятся один раз в квартал с целью контроля над безопасностью использования ядерной энергии, количеством импортированного в страну урана и хранением отработанного топлива для атомных реакторов. Начало ядерной программы РК относится к 1959 году. В последующие годы была создана необходимая научно-исследовательская инфраструктура для проведения работ в области ядерной энергии.

В настоящее время Южная Корея выделяется продвинутостью программы развития мирной ядерной энергетики, которая в долгосрочном плане ориентирована на последовательное увеличение производства электроэнергии с целью поддержания высоких темпов промышленного развития и сокращения зависимости от зарубежных поставок угля и нефти. Программа реализуется за счет широкого сотрудничества с промышленно развитыми странами и предусматривает заключение долговременных контрактов на поставку реакторного топлива и материалов для его изготовления в сочетании со стремлением к прямому участию южнокорейского капитала в разработке зарубежных урановых месторождений. Собственные запасы урана Южной Кореи составляют около 11 800 т. Исходя из перспективных потребностей ведется разведка урановых месторождений как на своей территории, так и за рубежом (США, Канада, Габон). В настоящее время в Южной Корее имеется 9 действующих энергетических реакторов общей установленной мощностью около 7,2 ГВт, построенных с помощью западных компаний. В стадии сооружения сейчас находятся 5 энергетических реакторов общей мощностью около 4,3 ГВт. Помимо перечисленных, до 2006 года запланировано построить еще 8 легководных (по 950 МВт) и 5 тяжеловодных реакторов (по 630 МВт).

В 1990 году после введения в эксплуатацию линии по реконверсии урана для легководных реакторов Южная Корея обрела фактическую независимость в обеспечении своей ядерной энергетики реакторным топливом. Ранее, в 1987 году вступил в строй завод по производству топлива для тяжеловодных реакторов. В июне 1992 года объявлено о планах строительства еще одного завода по производству ядерного топлива. Южнокорейцы считают, что с загрузкой 14 сентября 1994 года топлива в реактор 3-го энергоблока АЭС в г. Енгван, РК вступила в эпоху независимости от иностранных партнеров в области ядерной энергетики, 3-й энергоблок укомплектован реактором типа PWR мощностью 1000 МВт, выбранным в качестве базового для всех строящихся и проектируемых АЭС. Абсолютное большинство агрегатов и узлов АЭС разработаны южнокорейскими специалистами. Зарубежные фирмы выступают только в качестве субподрядчиков. В настоящее время каждая АЭС имеет хранилище облученного топлива, рассчитанное лишь на 10 лет. В этой связи проводятся работы по расширению хранилищ на наиболее старых станциях Kori-1 и Wolsung-1. К 1995 году планируется соорудить постоянное хранилище отходов, а к 1997 году — центральное хранилище облученного топлива на 3000 т урана. В Южной Корее не принималось какого-либо решения по развитию химической переработки облученного реакторного топлива и использования плутония в составе топлива для энергетических реакторов. В то же время есть данные, свидетельствующие о том, что корейцы совместно с канадцами изучают возможность сжигания облученного топлива легководных реакторов в тяжеловодных.

До середины 70-х годов в Республике Корея имелась небольшая программа военно-прикладного характера, степень продвинутости которой нам неизвестна. В 1976 году работы по этой программе были прекращены под давлением США. Южная Корея сделала выбор в пользу американского "ядерного зонтика". Однако и после этого ряд политических и военных лидеров страны не отрицали целесообразность иметь свой ядерный арсенал.

Румыния

В конце 80-х годов поступали данные о том, что Румыния в рамках программы по ядерной энергетике якобы имеет конкретную программу, направленную на создание до начала 2000 года ядерного оружия. Действительно, в 1985 году румынское руководство ставило задачи по изучению возможности создания ядерного оружия, и румынские ученые-ядерщики освоили технологию получения плутония и отработанного ядерного топлива. Проведенные МАГАТЭ в 1990 и 1992 годах инспекции румынских ядерных объектов показали, что начиная с 1985 года Румыния проводила тайные эксперименты по химическому производству оружейного плутония (с использованием американского ядерного реактора модели TRIGA) и небольшого количества обогащенного урана, также американского происхождения. Успешные результаты работ дали основание Чаушеску официально заявить в мае 1989 года о том, что с технической точки зрения Румыния способна производить ядерное оружие. В г. Пишеть была создана промышленная установка с мощностью производства до 1 кг оружейного плутония в год с перспективой его использования в качестве боезаряда на ракетах средней дальности типа СКАД (собственного производства либо закупленных в Северной Корее и Китае). До 1990 года химическим комбинатом в г. Пишеть было произведено 585 т ядерного топлива. В августе 1991 года Румыния купила лицензию у канадского концерна AECL на полную технологию изготовления ядерного топлива. В перспективе планируется вновь переработать и уже имеющиеся запасы. В поселке Колибаш, пригород г. Пишеть находится Институт атомной энергии, где производят твэлы. В настоящее время при помощи США и Канады институт перепрофилируется на деятельность в области совершенствования технологии собственного производства ядерного топлива для АЭС на химическом комбинате в этом же городе. Основной склад радиоактивных материалов находится в уезде Бихор. Тяжелую воду производят в г. Турну-Мэгуреле на химкомбинате и в г. Дробета Турну-Северин. Уже получено 140 т, кроме того в Канаде закуплено 335 т. В настоящее время строится АЭС Чернавода. Пуск первой очереди был запланирован на первый квартал 1995 года.

В 1991 году Румыния согласилась поставить под полный контроль МАГАТЭ ядерные объекты и центры ядерных исследований, а также согласилась на проведение всеобъемлющих инспекций любых объектов. По результатам инспекции МАГАТЭ ядерных объектов Румынии в апреле-мае 1992 года, во время которой было обнаружено 470 г плутония в секретной лаборатории Института атомной энергии в г. Пишеть, на сессии Совета управляющих МАГАТЭ 17 июня 1992 года Бухаресту было сделано предупреждение о необходимости в кратчайшие сроки полного свертывания ядерной военной программы и выдвинут ряд требований:

• полное прекращение ядерных исследований в военных целях и уничтожение предназначенного для этих целей промышленного оборудования,
• установка контрольных приборов МАГАТЭ в Институте атомной энергии в г. Пишеть и на АЭС Чернавода,
• принятие срочных законодательных и административных мер по контролю за ядерной деятельностью,
• создание единого органа по контролю за ядерной деятельностью, подчиненного непосредственно премьер-министру,
• постановка всех ядерных объектов под контроль МАГАТЭ,
• официальное подтверждение Румынией неукоснительного соблюдения международных соглашений по нераспространению оружия массового уничтожения.

Все эти условия были выполнены Бухарестом, что подтвердила проверка делегации МАГАТЭ во главе с ее генеральным директором Г. Бликсом в апреле 1994 года. По итогам проверки Румынии было разрешено возобновить в перепрофилированном виде деятельность ядерных центров, приобрести в Канаде и США ядерное топливо для первого реактора АЭС Чернавода и возобновить производство тяжелой воды. Со стороны МАГАТЭ была предложена конкретная программа содействия Румынии в ядерной области на сумму в 1,5 млн. долларов, которая включает в себя проект по обеспечению безопасной работы АЭС, консультации, поставки отдельных видов оборудования и приборов, выделение 26 стипендий на обучение за границей, проведение двух семинаров в Бухаресте по ядерной проблематике. Также МАГАТЭ высказало 156 рекомендаций по строительству АЭС Чернавода, которые румынской стороной полностью выполнены. Румыния является страной — участницей ДНЯО с февраля 1970 года. В 1992 году был принят закон о контроле экспорта-импорта ядерных, химических и биологических технологий и материалов и создано Национальное агентство экспортного контроля, в состав которого вошли представители МИД, МВД, министерства обороны, министерства экономики и финансов, а также других ведомств. На основании вышеизложенного представляется возможным сделать обоснованный вывод о мирной ориентации румынской программы ядерной энергетики на данном этапе.

Тайвань

Располагая развитым промышленным и научно-техническим потенциалом, Тайвань в состоянии, по оценкам экспертов, создавать компоненты ОМУ и средства его доставки. Тайвань не располагает ядерным оружием. Вместе с тем Тайвань предпринимал попытки наладить производство плутония на экспериментальной основе.

При технической помощи американских и западноевропейских государств в стране создана развитая атомная энергетика. Уже к середине 80-х годов на Тайване действовало 6 ядерных энергоблоков общей мощностью 4,9 тыс. МВт. В 1965 году был основан Тайваньский научно-исследовательский институт ядерной энергии, штат которого к 1985 году превысил 1100 человек. Институт обладает современным научным оборудованием, имеет исследовательский реактор, располагает лабораториями, в которых проводятся разработки в области производства ядерного топлива и исследования технологии радиохимической переработки облученного урана. В системе министерства обороны Тайваня также имеются исследовательские подразделения с хорошим научным оснащением, специализирующиеся в области ядерной физики. Тайвань располагает значительным количеством высококвалифицированных специалистов-ядерщиков, прошедших подготовку за рубежом. Только за период с 1968 по 1983 год такую подготовку в различных странах, и прежде всего в США, получило более 700 тайваньских специалистов. По мере развития ядерной энергетики масштабы подготовки специалистов за рубежом увеличивались. В отдельные годы на обучение, в основном в США, выезжало более 100 тайваньских ядерщиков. Тайвань не имеет собственных природных запасов ядерного сырья и активно сотрудничает с другими странами в поиске и разработке урановых месторождений. В 1985 году подписано пятилетнее соглашение между тайваньской и американской фирмой о совместной разработке урановой руды в США. В этом же году - контракт с ЮАР на десятилетнюю поставку урана из этой страны.

Тайвань — член Договора о нераспространении ядерного оружия, однако не имеет соглашения с МАГАТЭ о поставке под гарантии этой организации всей своей ядерной деятельности. Гарантии МАГАТЭ распространяются только на те объекты и ядерные материалы, при поставке которых в страну это оговаривается в условиях контракта. Можно с достаточной долей уверенности утверждать, что официально импортируемые ядерные технологии, знания и оборудование не дают возможности Тайваню создать ядерное оружие, однако они обеспечивают ему необходимый опыт проведения работ в ядерной области и могут ускорить проведение собственных ядерных разработок военного характера, если такое решение будет принято.

Южно-Африканская Республика (ЮАР)

В 1991 году ЮАР присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства. В том же году заключила соглашение с МАГАТЭ о полных гарантиях. В марте 1994 года правительство ЮАР направило МАГАТЭ официальную просьбу о вступлении в Агентство и одновременно сделала заявку на вступление в Группу ядерных поставщиков. Впервые в мировой истории правительство страны, обладающей ядерным оружием, приняло мужественное решение и добровольно отказалась от него, проведя, по существу, ядерное разоружение в одностороннем порядке. Естественно, такой шаг не мог пройти для страны безболезненно и гладко и не вызвать бурную, а порой неоднозначную реакцию как внутри ЮАР, так и всего международного сообщества. Начало работ в рамках военной ядерной программы можно отнести к 1970 году, ЮАР пошла по "проторенному" пути создания ядерного заряда пушечного типа, что позволяло обойтись без его полигонных испытаний и, таким образом, сохранить в строжайшей тайне свою ядерную способность. В 1974 году принимается политическое решение о создании "ограниченного" ядерного арсенала. С этого момента начато строительство опытного полигона в пустыне Калахари. В 1979 году изготовлен первый ядерный заряд пушечного типа на основе урана с обогащением 80% и мощностью порядка 3 кт. К 1989 году ЮАР становится обладателем еще 5 зарядов с оценочной мощностью 10-18 кт. Седьмое устройство было в стадии производства к моменту принятия решения об уничтожении всего арсенала в связи с подготовкой к присоединению ЮАР к ДНЯО.

Конструктивные особенности взрывного устройства и направленность НИОКР позволяют предположить, что ЮАР усилила боевые заряды путем использования в них высокообогащенного (более 80%) урана с добавками дейтерия и трития. 30 г трития для этих целей были получены из Израиля в обмен на 600 метрических тонн окиси урана. Этого количества трития, по оценкам специалистов, в принципе было бы достаточно для производства порядка 20 боезарядов усиленного типа (хранилище, обнаруженное в ЮАР было рассчитано на 17 единиц). Анализ информации о военной ядерной программе ЮАР показывает, что к 1991 году по качеству научно-экспериментальной базы и производственно-технологическим возможностям страна подошла к рубежу, за которым вполне реально могла приступить к разработке и созданию более современных ядерных боезарядов с улучшенными удельными характеристиками имплозивного типа, требующим меньшего количества оружейного урана. Учитывая активизацию в 1988 году деятельности на фактически законсервированном до этого полигоне в пустыне Калахари и то, что данный тип ядерного устройства в большей степени нуждается в проверке на дееспособность, эксперты СВР не исключают, что южноафриканские ядерщики смогли создать прототип имплозивного ядерного устройства и готовили его испытание. 26 февраля 1990 года президент ЮАР дал указание об уничтожении 6 ядерных боезарядов, разборка которых была завершена в августе 1991 года. Была также проведена конверсия объектов, задействованных в военной ядерной программе. Проведенная перед вступлением в ДНЯО и подписанием соглашения о гарантиях МАГАТЭ работа по ликвидации "ядерных следов" не позволила инспекторам МАГАТЭ полностью и окончательно закрыть "южноафриканское досье". Во многом это обусловлено тем, что признание в парламенте ЮАР 24 марта 1993 года факта создания ядерного оружия было сделано параллельно с уничтожением документации (технических описаний, чертежей, компьютерных программ и т.п.), относящейся к военной ядерной программе. Эти обстоятельства неизбежно вызывают у части экспертов определенные сомнения относительно того, остаются ли в ЮАР возможности по репродукции военной ядерной программы.

Япония

Япония руководствуется в своей политике тремя известными принципами — "не производить, не приобретать и не иметь на своей территории ядерного оружия". Однако существует некоторая неясность в вопросе о возможности нахождения ядерного оружия на борту кораблей американских ВМС, базирующихся в Японии. Обращает также на себя внимание линия правительства страны на отказ от придания статуса законов этим неядерным принципам. Они закреплены только правительственным решением, и, следовательно, теоретически допустима их отмена на заседании кабинета министров. Определенное волнение в международном сообществе вызвали прозвучавшие в свое время из Токио сомнения в разумности бессрочного продления Договора о нераспространении ядерного оружия, а также рассекреченные ныне исследовательские документы официальных учреждений, в которых в теоретическом плане рассматривалась целесообразность ядерного выбора. Япония является участником Договора о нераспространении ядерного оружия, имеет соглашение с МАГАТЭ о полномасштабных гарантиях в области ядерной энергетики.

Развитие японского ядерного потенциала предопределено нуждами высокоразвитой экономики и отсутствием в стране необходимых природных энергоносителей. К настоящему времени в Японии действуют более 40 АЭС. Доля вырабатываемой на них электроэнергии превышает 30%. Активно развивая с начала 70-х годов урановую ядерную энергетику, Япония наладила многократно дублированный ядерный топливный цикл. Заключенные ею контракты обеспечивают получение в необходимых объемах из-за рубежа обогащенного урана энергетического качества до 2000 года. Накоплен большой опыт работы с расщепляющимися материалами. Подготовлены многочисленные специалисты и научные кадры высокого уровня, которые отработали собственные высокоэффективные технологии в ядерной сфере. В основе долгосрочной программы развития ядерной энергетики лежит концепция постепенного перехода в течение ближайшего десятилетия к замкнутому ядерному циклу, обеспечивающему более рациональное использование ядерных материалов и снижающему остроту проблемы обращения с радиоактивными отходами. Конечная цель программы заключается в переходе до 2030 года к использованию на всех АЭС Японии ядерного топлива с плутониевым компонентом (мокс-топливо).

Первый этап программы предусматривает увеличение к 2010 году количества реакторов типа ВВР до 12 единиц. До ввода в строй в 2000 году завода по производству мокс-топливных элементов производительностью около 100 т в год их поставки будут осуществляться из Европы, где они будут изготовляться из плутония, получаемого от переработки японского отработанного топлива. Параллельно с этим будет выполняться программа строительства реакторов на быстрых нейтронах (РБН), которые станут в перспективе вторым основным компонентом ядерной энергетики. В 1995 году планируется вывод на полную мощность экспериментального реактора "Монзю", основной задачей которого будет дальнейшая отработка соответствующих технологий. Программа также предусматривает введение в эксплуатацию к 2005 году первого демонстрационного РБН электрической мощностью 600 МВт, а затем второго аналогичного реактора.

Источником плутония для РБН до 2000 года станет перерабатывающий завод в Токай, а также европейские поставщики. К 2000 году планируется ввести в строй завод в Роккамо по переработке отработанного топлива реакторов ВВР, который полностью удовлетворит потребности Японии в плутонии и снимет вопрос о его поставке из-за рубежа. Для целей реализации долгосрочной программы по РБН к 2010 году намечено завершить строительство второго перерабатывающего завода.Суммарные потребности Японии в плутонии за период 1994 — 2000 гг. составят около 4 т и будут удовлетворены за счет перерабатывающих мощностей в Токай и поставок из-за рубежа.

В период с 2000 по 2010 год потребности составят 35 — 45 т, но уже будут полностью удовлетворяться за счет японских мощностей. По оценкам некоторых экспертов, к 2010 году Япония может иметь порядка 80 — 85 т плутония. К настоящему моменту, из имевшихся на территории Японии 5,15 т плутония, 3,71 т израсходованы в исследовательских целях. Таким образом, более тонны плутония является избыточным. Реализуя свою ядерную программу, даже такая высокоразвитая страна, как Япония столкнулась с определенными проблемами в области контроля за расщепляющимися материалами. В частности, в центре Токай, который регулярно инспектируется МАГАТЭ и считается образцовым объектом, в мае 1994 года было обнаружено 70 кг "неучтенного" плутония фактически оружейного качества. По расчетам некоторых специалистов, этого количества плутония достаточно для производства как минимум 8 ядерных боезарядов. Эксперты СВР считают, что в настоящее время Япония не обладает ядерным оружием и средствами его доставки. Вместе с тем следует обратить внимание на неполноту решения Японией проблем, связанных с эффективностью контроля за ядерными материалами и транспарентностью ее ядерной программы в целом.

Все карты, фотографии и спутниковые фотографии находятся под защитой авторских прав и принадлежат либо автору ресурса Национальная и государственная безопасность Российской Федерации, либо размещены с разрешения государственных или частных организаций, либо частных лиц. Любое копирование указанных материалов преследуется в соответствии с нормами гражданского и уголовного законодательства Российской Федерации.