Подробная электронная карта нефтяной и газовой промышленности Ирана в 2004 году. На карте указаны месторождения, нефтеналивные терминалы, нефтепроводы и другие объекты инфраструктуры нефтяной промышленности

Подробная информация по географическому положению, физическим и природным условиям Ирана находится в комментариях к подробной электронной карте Географическое положение и природа Ирана.

Подробная информация по промышленности Ирана, в особенности ее сырьевым отраслям, находится в комментариях к подробной электронной карте Полезные ископаемые, добывающая и перерабатывающая промышленность Ирана.

Подробная информация по нефтегазовым месторождениям Ирана находится в комментариях к подробной электронной карте Нефтяные и газовые месторождения Ирана.

Подробная информация по нефтяной и газовой промышленности и инфраструктуре по добыче, транспортировке и прозводству нефтепродуктов и газопродуктов находится в комментариях к подробной электронной карте Нефтяная и газовая промышленность Ирана в 2004 году.

Подробная информация по населению Ирана находится в комментариях к подробной электронной карте Население и социальный состав населения Ирана.

Подробная информация по Ирану находится также в комментариях к подробной электронной карте Этнический и этнолингвистический состав населения Ирана.

Экономика Ирана

Валовый внутренний продукт. Объем ВВП – в 2003 составил 477 млрд. долл. по ППС, или 7190 долл. на душу населения (в номинальном долларовом эквиваленте соответственно 133 и 2000) Высокие темпы роста ВВП в 60–70-е (10,8%) были подорваны революцией и восьмилетней войной с Ираком. В 90-е годы падение ВВП было приостановлено, среднегодовой прирост ВВП в 1990–2003 составил 4,0%. Норма валового накопления в 60–70-е годы была достаточно стабильно (в пределах 20–24%), в 80-е снизилась до15%, в 90-е вновь вышла на уровень 20–24%. В 2003 норма капиталовложений выросла до 30%. Более половины капиталовложений приходится на частный сектор, обеспечивающий 60–70% вложений в оборудование.

В 2003 доля промышленности в ВВП составила 37,0%, в том числе нефтяной отрасли – 17,0%, сельского, лесного хозяйства и рыболовства – 11,0%, услуг – 53,0%. Рост ВВП проходит в условиях высокой инфляции, несмотря на продолжающийся контроль цен над важнейшими товарами. Среднегодовой дефлятор ВВП в 1990–2003 24,6%.

Трудовые ресурсы. Трудоспособное население Ирана включает лиц старше 10 лет. Согласно всеобщей переписи 1996 из 60 млн. человек 35,4 млн. (59 %) – лица трудоспособного возраста. В 1996–2002 прирост населения рабочих возрастов вдвое превышал общий рост населения, что повысило их уд. вес до 63% населения и осложняет проблему занятости. Но доля лиц от 15 до 65 снизилась с 78% в 1996 до 58% в 2001. Активное население составляет чуть более трети трудоспособного населения. Поэтому официальный уровень безработицы находится в пределах 13–14%. 30% работоспособного населения составляют домохозяйки, труд которых не находит спроса на рынке труда, что представляет собой разновидность скрытой безработицы. 28% трудоспособного населения – учащиеся разных ступеней обучения. Образование является бесплатным, развита система профессиональной подготовки, в т.ч. в средней школе.

Организация производства. В шахский период основной экономический потенциал был сосредоточен в руках государства. С помощью государства были построены современные предприятия в разных отраслях экономики. Для этого широко привлекался иностранный капитал и частный отечественный капитал. Все государственные и частные крупные и технологически новые предприятия были построены в 60–70-е с участием иностранного капитала. Основной объем промышленного производства создавался на крупных (с числом более 10 чел.) объектах, но к количественной структуре абсолютно преобладали мелкие предприятия. В исламский период после проведенной в 1979 массовой национализации банков, иностранной и крупной промышленной собственности, госсектор расширил свои позиции в экономике. После более десяти лет проведения политики либерализации государство продолжает сохранять ведущую роль в ряде производственных отраслей экономики. Прежде всего, это нефтяная промышленность, в которую частный капитал получил доступ в самые последние годы.

Несмотря на попытки приватизации инфраструктурных отраслей, все они остаются в руках государства. Преимущественно государственной является банковская система страны, несмотря на разрешение открыть три частных банка. Налоговая система продолжает функционировать как государственная, религиозные налоги не используются для бюджетного наполнения. Продолжают оставаться сильными позиции государства в горнодобывающей промышленности, выделяемой в Иране в отдельную от нефтяной промышленности отрасль. Но экономическая либерализация увеличила разрыв в соотношении государственных и частных предприятий в пользу последних. Если в 1987 на одно государственное предприятие приходилось 1,5 частных, то в 2001 уже 4,6.

Роль государственных компаний, несмотря на проводимую приватизацию, остается значительной в обрабатывающей промышленности, особенно в крупной. В 2000 общая численность частных предприятий (с числом более 10 чел.) в 10 раз превышала число государственных, однако в группе предприятий с числом занятых более 100 чел. всего в 2 раза. В руках государства в 2000 находилось все производство табачной продукции, 22 металлургических завода, 17 заводов по выпуску автомашин и частей к ним, более 100 текстильных фабрик, из них 64 с числом занятых более 100 человек, 200 предприятий пищевой промышленности, в том числе крупные мукомольные и сахарные заводы.

В руках государства остается и оборонная промышленность, превратившаяся за последние полтора десятка лет в одну из наиболее мощных на Среднем Востоке. Более 40 заводов оборонного значения находятся в ведении государственной Организации оборонной промышленности, а часть – в непосредственном подчинении Корпуса Стражей Исламской Революции (КСИР). Государственной остается транспортная структура Ирана, хотя разрешено создавать частные судоходные и авиационные компании, не говоря уже об автомобильных компаниях. Принято решение о допуске частного сектора на внутренние распределительные линии трубопроводов- нефтепродуктов и газа.

В 1979, когда было национализировано около 1000 предприятий промышленности и сферы услуг, большая часть была передана Организации национальной промышленности, Организации развития и реконструкции и инвестиционному Промышленному банку, которые и до революции контролировали государственные предприятия. Крупнейшими государственными компаниями являются также Иранская национальная нефтяная компания, Иранская нефтехимическая компания, Иранская металлургическая компания.

Значительная часть производства, главным образом в сфере промышленности, находится в ведении исламских фондов. Им была передана конфискованная собственность шахской семьи, а затем и национализированных коммерческих компаний. Крупнейший из исламских фондов – Фонд обездоленных. Активно действуют Фонд шахидов, Комитет имама Хомейни.

В первые годы после революции исламское государство в качестве альтернативы государственному сектору рассматривала кооперативный. В здоровой конкуренции этих секторов режим видел стимул для экономического развития. Принцип исламской экономики – сочетание государственного и кооперативного сектора, а также дополняющего их частного сектора, был введен в Конституцию. Кооперативы пользуются организационной, налоговой, кредитной поддержкой государства и контролируются им.

Сельское население практически целиком занято в различных типах кооперативов, преобладающими среди которых являются многоцелевые сельские кооперативы, объединенные в союзы, которые в свою очередь организационно подчинены Центральной Организации сельских кооперативов, действующей под контролем Министерства кооперативов.

Кооперативы – кредитные, потребительские и производственные действуют среди городского населения, в промышленности, особенно среди ковроткачей и мелких ремесленников. Количество действующих кооперативов в добывающей отрасли за время либерализации увеличилось более чем вдвое (до 818), втрое увеличился капитал этих организаций. Число производственных кооперативов в городах составляет почти 3 тыс., они использовали наемный труд, действуя как промышленные компании. В 2001 число кооперативов ковроткачей достигло 600, с числом членов 126 тысяч. Кооперативный сектор, особенно в промышленности и сельском хозяйстве, имеет довольно жесткую организационную структуру, контролируемую государством, и фактически превратился в своеобразную форму государственного сектора.

В структуре предприятий продолжают преобладать мелкие заведения, с числом занятых до 10 человек. Согласно переписи предприятий обрабатывающей промышленности 1991 среднее число занятых на таких предприятиях не превышало 3 чел. Они составляли 96,4% общего числа предприятий, где было занято 50,8% рабочих, произведено 29,1% продукции отрасли. Наиболее крупные предприятия, с числом занятых более 500 чел, составляя менее 1% всех предприятий отрасли, концентрировали 25,2% всех занятых в отрасли и давали 30,9% объема производства.

В организации экономической деятельности используется планирование. Планы социально-экономического развития принимаются меджлисом и являются законодательной основой экономической политики. В марте 2005 закончено действие Третьего пятилетнего плана, разработан и принят Четвертый пятилетний план развития на 2005–2009. Планы носят директивный характер, бюджетные законы соответствуют плановым показателям.

Ресурсы. Основным видом природных богатств Ирана являются нефть (8 млрд. т) и газ (23 трил. куб. м) – около 10% мировых запасов нефти (5 место в мире), 14% – газа (2 место в мире). Основные месторождения нефти сосредоточены на юге страны, в Хузестане, богат нефтью шельф Персидского залива. Открытое в 1999 в Хузестане месторождение «Азадеган» оценивается в 26 млрд. барр. Иран богат как попутным газом, так и природным. Крупнейшее месторождение природного газа – «Южный Парс» (св.12 трлн. куб. м), на шельфе Персидского залива, в 100 км от иранского берега (соприкасается с Катарским газовым месторождением). Крупные месторождения расположены в Хузестане («Ага Джари», «Ахваз»), Бушере («Нар», «Канган», «Ассалуйе», «Северный Парс»). Ведутся работы по разведке нефти и газа в районе Каспийского побережья. Иран богат металлическими рудами. Железная руда – на северо-западе (прогнозные запасы – 3,2 млрд. тонн, промышленные – 1,6 млрд. т, содержание железа 39–64%).

Наиболее крупные месторождения – в остане Керман, особенно в Бафке, и остане Йезд, где расположены месторождения «Чадеромлу», «Чогарт», «Заранд», «Голь-Гохар». Наиболее крупные месторождения медной руды (общие запасы 1,6 млрд. т) – в Сарчешме и Бирджанде. Запасы в Сарчешм (1,2 млрд. т) являются по величине вторыми в мире (содержание металла до 1,1%, руда содержит также серебро, молибден, золото). Прогнозные оценки запасов свинцово-цинковых руд сильно колеблются: от 11 до 100 млн. т. Наиболее крупные месторождения – Иранкаде (остан Исфаган), Ангуран (остан Зенджан). Руда содержит также кадмий и серебро. Запасы хромовой руды превышают 30 млн. т (содержание окиси хрома 40–50%), основные месторождения расположены в горах Эльборза и около Бендер-Аббаса.

Крупнейшее месторождение марганцевой руды – в Венаредже, содержание марганца до 60%. Разведанные запасы титановых руд оцениваются в 2 млн. т (прогнозные в 10 млн. т), содержание металла – 6%. Открыты запасы урановых руд (крупные – в районе Сегенда). Месторождения бокситов отличаются разнообразием. Из нерудных полезных ископаемых наиболее значительны месторождения каменного угля (в Кермане, в предгорьях Эльбурса), строительных материалов, серы, шпата, различных солей, барита. Из драгоценных камней мировую известность имеет иранская бирюза, особенно из Нишапура.

Промышленность. Иранская статистика выделяет три отрасли промышленности – нефтяную (включая добычу и первичную переработку нефти и газа), обрабатывающую (включающую нефтехимию) и горно-добывающую. В 2001 они составляли 30% ВВП (в текущих ценах). При этом нефтяная отрасль составила 15,2%, обрабатывающая – 14%, и 0,8% пришлось на долю горно-добывающей.

Нефтяная и газодобывающая промышленность. Несмотря на попытки снизить зависимость иранской экономики от нефти, нефтяная промышленность продолжает оказывать решающее влияние на экономическое развитие страны не столько внося значительный вклад в создание ВВП, сколько как основной источник валютных поступлений. Иран занимает 5-е место по добыче нефти, являясь одним из ведущих мировых экспортеров нефти. Нефтяная промышленность после исламской революции полностью перешла в руки государственной Иранской Национальной компании. До 1979 фактически вся добыча и экспорт иранской нефти осуществлялись Международным Нефтяным Консорциумом, созданным ведущими компаниями мира после падения правительства Мосаддека, добившегося в 1951 принятия закона о национализации нефтяной промышленности. До этого разработка и экспорт нефти велись с 1908 Англо-иранской нефтяной компанией на основании концессии, выданной английскому подданному д'Арси.

Иран является членом ОПЕК, добыча и экспорт сырой нефти осуществляет в соответствии с квотами. В среднем в последние годы квота Ирана на добычу находится в пределах 3,2–3,6 млн. б/д, экспортная – 2,3–2,5 млн. б/д. Мощности по добыче находятся на уровне 5 млн. б/д. Иран предпринимает меры для модернизации нефтяной промышленности и освоения новых месторождений с целью увеличения мощностей. Но проблему трудно решить без использования иностранных инвестиций, освоения новых технологий и закупки современного оборудования взамен устаревшего перелома, что тормозится санкциями США в отношении иностранных компаний, действующих в нефтегазовом комплексе Ирана.

Вывоз иранской нефти осуществляется через терминалы, расположенные на островах Персидского залива, самым мощным является Харг. Нефть поставляется в Европу, Японию. Первичная переработка нефти ведется на нескольких нефтеперерабатывающих комплексах, крупнейшим из которых является Абаданский. На перерабатывающие заводы в Бендер-Аббасе, Тегеране, Тебризе, Ширазе, Араке, Керманшахе нефть поступает по трубопроводам. Строится крупный перерабатывающий завод на о. Кешм, являющийся свободной экономической зоной. Государство частично субсидирует цены на топливо, потребление которого быстро растет, особенно бензина. Несмотря на строительство новых и расширение действующих заводов, Иран продолжает импортировать бензин.

В меньшей степени, чем нефть, используются газовые ресурсы Ирана. Построенный в 70-х с помощью СССР первый экспортный газопровод, по которому газ поставлялся в кавказские республики, был закрыт после исламской революции. Иран потребовал от СССР увеличения цены, СССР не согласился на это требование. В начале 90-х по инициативе иранской стороны газопровод был восстановлен, но после распада СССР и расширения конфликта между Арменией и Азербайджаном вновь был закрыт. В конце 90-х Тегеран подписал соглашение с Турцией о строительстве газопровода, в 2002 он вступил в строй, однако заинтересованность турецкого рынка в иранском газе, особенно после ввода в эксплуатацию российско-турецкого газопровода «Голубой поток» ниже экспортных возможностей Ирана. Активизация освоения новых газовых месторождений с помощью иностранных компаний, в т.ч. российского «Газпрома», делает проблему вывода иранского газа на мировые рынки особенно актуальной.

Горнодобывающая промышленность. Основной продукцией отрасли является добыча и первичная переработка (производство металлических концентратов) сырья. Развитие этой отрасли подчинено в настоящее время задачам обеспечения потребности отечественной обрабатывающей промышленности, поэтому экспортный потенциал горнодобывающей отрасли снижается. Строительство металлургических комбинатов в Исфагане, затем Мобараке, Ахвазе, Йезде потребовали создания современной угольной промышленности, развития добычи железной руды. Создание медеплавильного комплекса в Сарчешме – освоения месторождений меди. Построенные заводы по выпуску первичного алюминия также работают на базе производства глинозема. Производство свинцово-цинковых концентратов используется для заводов по выпуску свинца и цинка. Если после исламской революции практически вся отрасль законодательно была выведена из сферы деятельности частного сектора (кроме добычи строительных материалов, соли и т.п.), то постепенно его участие расширялось.

В 1987 действовало 436 частных шахт и рудников, а в 2002 – 2543. Увеличение государственных было не столь сильным – с 282 до 343, только за 2000–2002 число государственных предприятий сократилось более чем на 100. Закон 1998 значительно расширил права частных инвесторов, увеличил срок действия лицензий на эксплуатацию с 6 до 35 лет. В результате число частных угольных шахт почти в 6 раз превысило число государственных, количество частных рудников по добыче железной руды в 3,5 раза больше государственных, поровну (по 3) предприятий по добыче бокситов.

Обрабатывающая промышленность после первого этапа индустриализации, осуществленного в 30-е Реза-шахом, до реформ 1960-х не претерпела значительных изменений. С 60-х был взят курс на ускоренную модернизацию промышленности, опираясь на иностранный капитал. С помощью иностранного и государственного капитала были построены современные предприятия, к промышленной деятельности стал активно привлекаться крупный частный капитал. Возник ряд новых отраслей промышленности, большинство предприятий носило «монтажный» характер, осуществляя лишь сборку из импортировавшихся в страну частей. Однако создавались, особенно в рамках государственного сектора, предприятия полного цикла. Металлургическая промышленность создавалась на базе местного сырья (Исфаганский комбинат), а также на использовании закупаемого металлического лома. Возникли такие отрасли как автомобилестроение, машиностроение, станкостроение, производство бытовой техники. Современные предприятия появились в традиционных отраслях – пищевой, текстильной, обувной.

Национализация большинства предприятий, принадлежавших иностранному и крупному частному капиталу, нарушение сложившихся связей с зарубежными поставщиками, выделение в качестве приоритетного направления развития сельского хозяйства, привели в первые послереволюционные годы к замедлению производства, снижению его эффективности. С начала 90-х обрабатывающая промышленность рассматривается как основа повышения экономического потенциала, происходит коренная смена стратегии промышленного развития – с импортзамещения на экспорториентирование. Государство финансирует и оказывает содействие в строительстве предприятий, выпускающих экспортную продукцию. Важными центрами промышленного развития становятся свободные зоны, в которые привлекается иностранный капитал. После окончания революции не только были восстановлены разрушенные объекты, но и завершено строительство крупных нефтехимических комплексов (в Исфагане, Бендер-Хомейни).

Закончено строительство заводов по прямому восстановлению железа, модернизируется комбинат в Исфагане, построен завод специальных сталей в Йезде. По уровню производства стали (в 2002 – 7 млн. т) Иран занимает 22 место в мире. Производство, реализация, импорт и экспорт металла находятся под контролем государственной металлургической компании (включая добычу железной руды), участвующей также в определении коридора цен. Несмотря на рост производства металла и экспорт, потребность внутреннего рынка в ряде видов металлопродукции не удовлетворяется. В настоящее время многие из крупных предприятий обрабатывающей промышленности, принадлежавшие государству и исламским фондам, приватизируются.

Несмотря на критику нового режима экономической политики шаха, результатом которой стало развитие промышленности, фактически целиком зависящей от импортных поставок полуфабрикатов и оборудования, большинство из предприятий, строящихся с помощью иностранного капитала, носит отчетливо выраженный сборочный характер. Тем не менее, государство пытается регулировать этот процесс, поощряя создание предприятий, ориентированных не столько на внутренний рынок, сколько на экспорт. Обрабатывающие предприятия распределены крайне неравномерно, основная доля производственных мощностей сконцентрирована в Тегеране. Крупными центрами обрабатывающей промышленности являются Исфаган, Тебриз. В последние годы все большую экономическую значимость начинают приобретать свободные зоны-порты, среди которых наиболее быстрыми темпами растет Бендер-Аббас. Обрабатывающая промышленность сыграла главную роль в резком увеличении в последние годы ненефтяного экспорта.

Если в 1990 весь ненефтяной экспорт составлял 1,2 млрд. долл., а продукция обрабатывающей промышленности (без традиционных ремесел и ковров) – 18%, то уже в 1997 – 3,1 млрд. долл., и вклад обрабатывающей промышленности – 45%. Особое место в обрабатывающей отрасли занимает оборонная промышленность, находящаяся под контролем армии и КСИР. Налажено производство специальных сортов стали для производства танковой брони, гусеничных траков, орудийных стволов подшипниковые заводы. Производится сборка ракет типа Шахаб с радиусом действия до 1300 км. В среднем на военные НИОКР расходуется до 200 млн. долл. Но степень технологической зависимости от зарубежных стран остается высокой, особенно в авиационной и радиоэлектронной областях.

Важное место в экономике Ирана занимают традиционные кустарные промыслы и ремесла, особенно производство ковров. Ковры ручной работы составляют значительную часть промышленного экспорта. Ковроткачи охвачены сетью кооперативов, через которые сбывают свою продукцию.

Энергетика. Энергетический комплекс был создан в послевоенный период с участием зарубежных стран, в т.ч. СССР. В исламский период увеличение производства электроэнергии стало приоритетным направлением экономической политики. С середины 90-х в энергетику стал привлекаться частный сектор (в начале 2000-х до 5% производства – частными компаниями). Цены на электроэнергию, несмотря на проводимую экономическую либерализацию, продолжают субсидироваться государством, которое избрало путь постепенного их роста до уровня рыночных, но не более 20% в год. Производство электроэнергии с 1987 по 1999 выросло с 39 до 98, а к 2003 – до 129 млрд. кВт-ч. Развитию энергетики режим придает огромное социальное значение, выполняя программу электрификации сельских районов. Большая часть электроэнергии вырабатывается на паротурбинных станциях (63,6%), 13,3% – на газовых, 21,4% электроэнергии дают комбинированные станции, доля ГЭС снизилась с 36% в 1977 до 6,2% в 2003.

В 2005 Россия должна завершить строительство первой АЭС в Бушире, взяв обязанность поставок топлива и вывоз отработанного топлива. Строительство АЭС проходило под контролем МАГАТЭ.

Сельское хозяйство. Доля сельского, лесного хозяйства и рыболовства в ВВП с 1992 по 2002 уменьшилась с 23,9 до 12,1%, в 2003 – до 11%. При этом в сельском хозяйстве занято (2002) 25,9% всего занятого населения страны. Для земледелия используется 10% всей земельной площади страны (в 2001 – 18 млн. га). 6% земель занято под садами и питомниками. 44% земель – орошаемые, 46% – богарные. Поливные земли обеспечивают основную часть сборов, для орошения применяются как традиционные методы (путем подземных каналов-кяризов), так и современные методы ирригации. Строительство дамб, начатое в шахский период, активизировалось после окончания войны с Ираком. В 2000 в Иране действовало 13 бетонных и 58 земляных дамб, разработан план строительства 200 плотин. На богарных землях выращивается основная продовольственная культура – пшеница. На орошаемых – рис, хлопок, сборы которых полностью удовлетворяют потребности населения и текстильной промышленности.

Проводимая с середины 20-х политика поощрения производства сахарной свеклы позволяет обеспечивать за счет собственного производства развитие сахарной промышленности. Проведенные в 60-е аграрные реформы, значительные финансовые вливания в сельское хозяйство в послереволюционный период позволили увеличить производство зерновых и особенно пшеницы, являющейся основным продуктом питания, почти вдвое. Сборы пшеницы в конце 90-х –10–11 млн. тонн. Однако потребности потребительского рынка и пищевой промышленности росли более быстрыми темпами. Баланс зерновых в 90-е годы на четверть (в неурожайный 1989/1990 –на 43%) обеспечивался за счет импорта. В 1999 закупки зерновых превысили 5 млн. т. На импорт продовольствия страна ежегодно расходует 2–2,5 млрд. долл. Иран является экспортером высококачественных сухофруктов, фисташек, пряностей (особенно шафрана). Выращиваемый табак идет на внутренний рынок. Главной экспортной культурой рыбной промышленности является черная икра, добываемая в Каспийском море.

В развитии животноводства все большую роль начинают играть современные животноводческие и птицеводческие фермы. Сохраняется и кочевое скотоводство. Однако импорт мяса и птицы продолжает превышать их экспорт.

Большую часть сельскохозяйственных производителей представляют мелкие крестьянские хозяйства, владельцы до 5 га. Составляя более 70% сельских хозяйств они располагают лишь 21,8% обрабатываемых земель. После проведенных в шахский период аграрных реформ и распределения земель эмигрировавших после исламской революции помещиков в руках крупных (от 50 га и более) землевладельцев (0,6% всех хозяйств) находится 13,2% земель. Основная доля земель принадлежит товарным хозяйствам – от 10 до 50 га (12,7% хозяйств) – 43,5%, а также среднему крестьянству (от 5до 10 га) – 21,5% земли.

Крестьянство объединено в многоцелевые кооперативы. Под контролем Министерства кооперативов в 2000 было зарегистрировано свыше 7 тыс.кооперативов с числом членов свыше 100 тыс., под контролем Центральной Организации сельских кооперативов 1,4 тысячи, членами которых состояли свыше 880 тыс. человек. Через кооперативы и Сельскохозяйственный банк сельскохозяйственные производители получают от государства значительную поддержку – через льготное кредитование, пониженные цены на топливо, сельскохозяйственную технику и семена, через высокие закупочные цены. Большая часть субсидий приходится на пшеницу, которая причислена к стратегическим товарам, является основной культурой в пищевом рационе иранцев, и колебания в цене на хлеб влияют не только на экономику, но и политическую жизнь в стране. Поэтому полностью дотируются поставки для пополнения неприкосновенного запаса зерна страны, а также для нужд армии, больниц и школ.

Субсидии выдаются мукомольным предприятиям, а также пекарням для выпечки обычного хлеба. Довольно значителен уровень субсидирования сахара – 50,7%, при этом половина потребляемого в стране сахара дотируется полностью (сахар, идущий на нужды армии, продаваемый через розничную сеть городской торговли и магазины сельских кооперативов). Уровень субсидирования растительного масла в настоящее время не превышает 20%, а уровень субсидирования мяса составляет всего 3,6%. Перечень продукции, закупаемой по фиксированным ценам, постепенно сокращается, однако в зависимости от сборов основных сельскохозяйственных культур он корректируется, в том числе и в сторону расширения. Поддержание высоких закупочных цен, хотя и не привело к ликвидации импортной зависимости от поставок продовольствия – главным образом, зерновых, – тем не менее, позволило государству снизить степень этой зависимости и сохранить крестьянство в качестве своей социальной опоры.

Рыболовство и лесное хозяйство. Рыболовство сосредоточено в акваториях Каспийского моря и Персидского залива. На коммерческий промысел в их водах установлена государственная монополия, но разрешено традиционное рыболовство для удовлетворения семейных потребностей и нужд внутреннего рынка. В Каспийском морке значительны уловы осетровых рыб. Иранская черная икра идет на экспорт.

Леса, национализированные в 1963, занимают ок. 18 млн. га, но лишь 10% из них имеют хозяйственное значение. Ежегодные заготовки твердой древесины лиственных пород в наиболее ценных лесах, растущих на северных склонах Эльбурса, составляют ок. 1,8 млн. м3. Беспорядочные рубки в прошлом привели к сильному истощению запасов деловой древисины, однако уничтожение лесов продолжается и после их национализации, и этот процесс уже привел к опустыниванию некоторых центральных районов.

Внешние экономические связи ИРИ ориентированы на развитые страны, как основные потребители нефти и поставщики капиталов и технологий, несмотря на то, что Конституция в качестве приоритетного направления закрепила связи с исламскими странами. Использование иностранного капитала было прервано революцией 1979, проходившей под антиимпериалистическими лозунгами, но восстановлено в 90-е. Из-за ограничений иранского законодательства и политики санкций США в отношении Ирана, приток прямых иностранных инвестиций в его экономику невелик (чистое сальдо в 2002 всего 37 млн. долл.). Летом 2002 был принят новый закон о привлечении иностранных капиталовложений, смягчивший ряд ограничений на деятельность иностранного капитала. Применявшиеся после революции формы использования инвестиций в виде «бай-бэк» и «BОТ» (build-operate-trasfer) подведены под правовую норму. После принятия этого закона, а также разрешения создавать частные банки, приток иностранных инвестиций (главным образом, прямых) увеличился.

Накопленный объем прямых иностранных инвестиций в начале 2004 составил 2,2 млрд. долл. Особенно остро Иран заинтересован в освоении с помощью иностранных компаний газовых месторождений и выводе газа на мировые рынки.

Объем внешней торговли в 2002/2003 составил 50,2 млрд. долл., в т.ч. экспорт – 28,2, импорт – 22,0 млрд. долл. Объем экспорта определяется, главным образом, величиной экспорта нефти. В 2002/3 он составил 23 млрд. долл., т.е. 81,6% всего экспорта. Основные покупатели иранской нефти – страны западной Европы (от 35 до 50%) и Японии (свыше 20%). Торговый баланс со второй половины 90-х – активный. Несмотря на провозглашенную политику поощрения ненефтяного экспорта, и его рост за последние пять лет в 3 раза, его объемы не превышают 5–6 млрд. долл. (по прогнозам в 2005 – 6,7). 60,2% ненефтяного экспорта в 2001/2002 составила продукция обрабатывающей промышленности, 13,1% – ковры, 1,8% – горнодобывающей промышленность (без нефти и газа). Более 40% ненефтяного экспорта идет в страны ESCAP, 25,5% – в страны ОПЕК. Половину импорта составляют полуфабрикаты для промышленности и продовольствие (до 2 млрд. долл), 40% – оборудования. Главными импортерами являются европейские страны.

Экономические отношения с Россией включают прежде всего технико-экономическое сотрудничеств (энергетика, нефть и газ), военно-техническое) и внешнюю торговлю. Обороты внешней торговли – в пределах 600–900 млн. долл., предполагается в ближайшей перспективе довести до 1–1,5 млрд.долл.

Туризм до настоящего времени развит слабо, хотя Иран с его уникальными историческими памятниками, входящий в пятерку стран мира с наиболее интересными природными условиями для экотуризма, имеет благоприятные условия для повышения роли туризма как источника валютных поступлений и для смягчения проблемы занятости. В 4 план социально-экономического развития (2005–2009) туризм включен в качестве приоритетной отрасли. Для привлечения инвестиций в туризм введены налоговые льготы, предоставляются субсидии на воду, газ, электричество и телефон для туристических гостиниц. С 2000 валютные доходы от туризма впервые стали превышать объем валюты, вывозимый из страны иранскими туристами. В 2001 Иран посетило 1,4 млн. туристов, платежный баланс пополнился 0,5 млрд. долл., что не превышает 2,5% от экспортных поступлений.

Условия в Иране не отвечают международным – и с точки зрения качества инфраструктуры, и из-за обязательности следования исламским бытовым нормам (раздельные пляжи, обязательность ношения женских головных уборов). Основной гостиничный фонд составляют отели, построенные в шахский период, многие 5-звездочные отели соответствуют 3-звездам международного стандарта. Ощущается острая нехватка гостиничных мест на Каспийском побережье, где туризм получил импульс для развития после распада СССР. В стране быстро растет число туристических агентств (около 2 тыс.), повсеместно модернизируются отел (всего 630). Лучшие условия для туризма – на свободных зонах- торговых, экономических и специальных. Наиболее комфортабельным центром отдыха является о.Киш, ориентированный на привлечение международных туристов, имеющий свою авиакомпанию, хорошо оборудованную пляжную зону, развлекательные центры, построенные еще в шахский период.

Транспорт. Развитие транспорта является приоритетным направлением (как и в шахский период). Большой урон всем видам транспорта, включая трубопроводный, нанесла ирано-иракская война. Помимо восстановления, происходила их модернизация. Несмотря на то, что до революции была создана сеть современных дорог, они соединяли, главным образом, города. Сельская дорожная сеть не была развита, имевшиеся дороги были грунтовыми. Большинство транспортных программ Ирана являются составной частью планов региональной Организации Экономического развития, транспортный комитет которой расположен в Тегеране.

Ведущий вид транспорта – автомобильный, как по пассажирским перевозкам (до 70%), так и грузовым (65,8%). Общая протяженность автомобильных дорог, включая основные и сельские, к 2002 составила 180 тыс.км. Основные дороги, имеющие твердое покрытие, принадлежат Министерству автомобильных дорог и транспорта (более половины дорог), среди них почти 3 тыс. км – четырехполосные дороги, 1,9 тыс. км – высокоскоростные. Сельские дороги (из 90 тыс. км более половины – грунтовые) находятся в ведении Созидательного джихада (министерство), занимающегося проблемами благоустройства деревень. Через Иран проходят две международные автомагистрали, имеющие выход к Турции и Ираку на западе, Пакистану и Афганистану – на востоке. В 2001 завершилось строительство дорог: Зенджан – Табриз, Тегеран – Чалус, Ахваз – Бендер Имам Хомейни, Кашан – Исфаган. Заканчивается строительство дороги Бафк – Мешхед.

Автомобильный парк состоит из машин отечественного и иностранного производства. В 2002 было зарегистрировано (тыс. единиц) легковых автомобилей 511,2, автобусов – 4,8, пикапов и легких грузовиков – 62,7, грузовых автомобилей – 7,0, трейлеров – 3,4, а также 248,1 тыс. мотоциклов.

Трубопроводы имеют широко разветвленную сеть. Протяженность нефтепроводов – 5,9 тыс. км, газопроводов – 7,0 тыс. (2001), для нефтепродуктов – 3,9 тыс. км (1996). Экспортный газопровод – в Турцию, по газопроводу из Туркмении газ поставляется в северные районы Ирана. Все транспортные сети являются государственными. Использование всех видов транспорта предусматривается при реализации международного транспортного коридора «Север-Юг», соглашение о котором было подписано в 2000 Россией, Индией и Ираном. Коридор призван обеспечить транзитную связь стран Северной Европы, Скандинавии и России со странами Персидского залива, Индийского океана и Юго-Восточной Азии через Иран. К соглашению присоединились Казахстан, Беларусь, Оман, Таджикистан. Заявки на присоединение подали Армения, Азербайджан, Сирия, Турция, Украина.

Автомобильные дороги. В 1998 общая протяженность автомобильных дорог оценивалась в 140,2 тыс. км, из них скоростных автомагистралей – ок. 470 км, с твердым покрытием – 48,97 тыс. км, прочих дорог – 90,76 тыс. км.

Железные дороги. Железнодорожным транспортом перевозится ежегодно свыше 10 млн.пассажиров. В 2002–2003 в среднем за год было перевезено 26,5 млн. т. Железнодорожная колея основной части дорог Ирана соответствует европейскому стандарту – 1435 мм, лишь небольшая линия от Захедана до Мирджаве (в сторону Пакистана) имеет колею 1676 мм. Основное ядро железнодорожной сети Ирана сложилось до революции 1979, главным образом в 30-е, когда была построена Трансиранская железная дорога (1392 км), соединившая побережье Каспийского с Персидским заливом. Дороги делятся на основные, служащие для пассажирских и грузовых перевозок, второстепенные и маневровые пути, промышленно-складские пути. На март 2003 длина основных линий железных дорог – 7265 км., запасных – 1322 км, промышленно-складских – 796 км. Средняя скорость – 35 км/час, в основном из-за изношенности железнодорожного полотна. Компьютерной системой контроля оснащена только линия Бафк – Бендер-Аббас, системой слежения – Тегеран – Табриз.

До 80% внешнего грузооборота приходится на морской транспорт. Из 4-х судоходных компаний наиболее крупной является Судоходная компания ИРИ (78 судов различного типа), в состав которой входит танкерная компания ИННК. Главным портом и военно-морской базой на побережье Персидского залива является Бендер-Аббас (62% грузооборота). Пропускная способность иранских портов – около 40 млн. тонн. Внутренние водные перевозки осуществляются только на оз.Урмийе и по р.Карун (через Шатт-эль-Араб соединяется с Персидским заливом).

Внутренние водные пути. Навигация осуществляется по оз. Урмия и р.Карун, которая через Шатт-эль-Араб соединяется с Персидским заливом.

На оз. Урмия между Шерефхане и Гольманхане курсируют буксиры с баржами. На р.Карун регулярные грузовые рейсы выполняет компания «Месопотамия – Иран корпорейшен, Лтд», а другие фирмы обеспечивают ежедневные перевозки на моторных баркасах.

Важнейшие порты и судоходные компании. Главными портами являются основной терминал для вывоза нефти на о.Харк, Хорремшехр, Бендер-Хомейни, Бушир и Бендер-Аббас в Персидском заливе и Чахбехар в Аравийском море.

Среди портов на Каспийском море выделяются Энзели и Ноушехр. В пароходстве лидирующие позиции занимают Ирано-Индийская судоходная компания, Судоходные линии Исламской Республики Иран и Национальная иранская танкерная компания. Торговый флот в 1999 насчитывал 138 судов (водоизмещением более 1000 рег. т) общим водоизмещением 3 517 751 регистровых тонн.

Гражданская авиация. Перед воздушным транспортом (в 2003 перевезено внутренними рейсами 8,3 млн., международными 1,8 млн. пассажиров) остро стоит проблема модернизации аэропортов и авиатехники. В гражданской авиации фактически используются (2003) 49 аэродромов (всего 187, с твердым покрытием 122), крупнейшие международные – в Тегеран (Мехрабад, имени Имама Хомейни), Мешхеде, Бендер-Аббасе, Абадане. Крупнейшей авиакомпанией является государственная «Иран Эйр».

Денежная и банковская системы. Денежная единица Ирана – риал. До 1993 действовали несколько валютных курсов риала. Попытка ввести в 1993 единый курс после кризиса 1994–1995 закончилась установлением трех разных курсов: номинального, экспортного и рыночного. С 2000 до 2002 действовали два различных курса – импортный (или нефтяной) и экспортный, фактически приравненный к рыночному. Бюджет на 2002/2003 впервые был составлен на базе единого курса. На конец 2004 курс составил 8787 риала за 1 долл. Инфляция, достигавшая в 80-е 40%, снизилась в 2002 до 14,8%. Денежную эмиссию осуществляет государственный Центральный банк, учрежденный в 1961.

Банковская система в современном виде была сформирована в 1950–1960. До революции значительные позиции в экономике занимали иностранные инвестиционные и коммерческие банки. После революции все иностранные и частные банки были национализированы. Принятый в 1983 закон о банковских операциях без риба (без банковского процента) перевел работу всех банков на исламские принципы. Все банки стали государственными Более двух десятков коммерческих банков были преобразованы в 8 коммерческих банков: Национальный банк (Мелли), Экспортный банк (Садерат), Банк благоустройства рабочих (Рефах), Банк военных (Сепах), Торговый банк (Таджерат), Народный банк (Меллят), банк внешней торговли (таджерате хареджи), банк Исламская экономическая организация.

Принципы работы банков по текущим операциям аналогичны обычным банкам. Исламские принципы привлечения срочных инвестиционных вкладов и кредитования в виде мошарекят, мозаребе, мозаре-е, джоале и пр., достаточно адаптировались к экономическим условиям и создают трудности в основном при работе с иностранными компаниями. Форма «гард-аль-хасане», т.е. беспроцентная, используется не только для расчетных операций, но и для привлечения беспроцентных депозитов и для кредитования. Для привлечения вкладов банки могут, согласно ст. 6, выплачивать различные премии как в денежном, так и материальном выражении. В качестве вознаграждения банки могут предоставлять также вкладчикам скидки или освобождение от выплат операционных вознаграждений. Финансирование по типу «мошарекят» является наиболее распространенной формой деятельности, при которой банк получает прибыль не в виде процента, а за участие в совместных инвестиционных проектах.

Исламские нормы затрудняют сотрудничество с иностранными банками и инвестиционными компаниями, особенно с начала 90-х, когда стал привлекаться иностранный капитал. Более свободные правила действуют в свободных зонах, где разрешено создание иностранных и частных банков (с 1999). Хотя закон 1983, объявивший все банки государственными, не отменен, с 2001 стали создаваться частные банк (всего 3). Работает Тегеранская фондовая биржа.

Государственный бюджет. Бюджетная система сложилась в 60–70-е и в годы исламского правления не претерпела принципиальных изменений. Общий бюджет состоит из текущего (на 2001/2002 – 76%) и бюджета развития (24%). Значительная часть бюджетных расходов идет на субсидии госпредприятиям и на поддержание цен (8–10%). Расходы на оборону не превышают 8% бюджетных расходов. Основным источником бюджетных средств являются доходы от экспорта нефти – 53,5%. Налоговая база бюджетных поступлений не превышает одной трети. Объем бюджетных расходов в 2000/2001 составлял 22,8% к ВВП, бюджетный дефицит – 1,1%, в 2003 – 8,7%.

Платежный баланс в значительной мере зависит от нефтяного экспорта, с середины 90-х (кроме кризисного 1998) имеет положительное сальдо, которое на март 2002 составляло 5,8 млрд. долл., на март 2003 – 62 млрд. долл. Международные валютные резервы на март 2003 – 4,7 млрд. долл. После либерализации импортного регулирования в начале 90-х образовался внешний долг. К марту 2003 он составил 9,2, к марту 2004 – 12,1 млрд. долл. Задолженности по выплатам Иран не имеет.

Все карты, фотографии и спутниковые фотографии находятся под защитой авторских прав и принадлежат либо автору ресурса Национальная и государственная безопасность Российской Федерации, либо размещены с разрешения государственных или частных организаций, либо частных лиц. Любое копирование указанных материалов преследуется в соответствии с нормами гражданского и уголовного законодательства Российской Федерации.