Подробная электронная цифровая карта - Ядерные объекты Ирана - расположение объектов

Электронная цифровая карта, объекты ядерной программы Ирана - расположение объектов

Подробная информация по географическому положению, физическим и природным условиям Ирана находится в комментариях к подробной электронной карте Географическое положение и природа Ирана.

Подробная информация по ядерной программе Ирана находится в комментариях к подробной электронной карте Ядерные объекты Ирана.

Подробная информация и спутниковая фотография высокого разрешения центра по обогащению урана (до урана-235) в центрифугах и находится в комментариях к подробной спутниковой фотографии высокого разрешения Ядерный центр по оборащению урана-235 Натанц (Иран).

Подробная информация по промышленности Ирана, в особенности ее сырьевым отраслям, находится в комментариях к подробной электронной карте Полезные ископаемые, добывающая и перерабатывающая промышленность Ирана.

Подробная информация по нефтегазовым месторождениям Ирана находится в комментариях к подробной электронной карте Нефтяные и газовые месторождения Ирана.

Подробная информация по нефтяной и газовой промышленности и инфраструктуре по добыче, транспортировке и прозводству нефтепродуктов и газопродуктов находится в комментариях к подробной электронной карте Нефтяная и газовая промышленность Ирана в 2004 году.

Подробная информация по населению Ирана находится в комментариях к подробной электронной карте Население и социальный состав населения Ирана.

Подробная информация по Ирану находится также в комментариях к подробной электронной карте Этнический и этнолингвистический состав населения Ирана.

Ядерный цикл Ирана - ядерные объекты Ирана

В последние месяцы одна из ключевых проблем международной политики связана с ядерной программой Ирана. США подозревают Иран в тайной разработке ядерного оружия и готовы нанести удар по его объектам ядерного топливного цикла. Иран обвиняет США в проведении политики «двойного стандарта», уверяет в мирной направленности своей ядерной программы, но стремится создать полный ядерный топливный цикл. Ведущие европейские страны: Великобритания, Германия и Франция – предлагают Ирану полностью прекратить работы по обогащению урана в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с ЕС. Есть ли выход из этой проблемы, которая приобрела международный характер и оказывает непосредственное влияние на уровень международной безопасности стран как Ближнего и Среднего Востока (БСВ), так и других регионов мира? Ряд российских экспертов считает, что это возможно, но требует совместных усилий со стороны Ирана, США, России, стран ЕС и Израиля.

БСВ является крайне взрывоопасным регионом. С одной стороны, здесь сосредоточены огромные энергетические ресурсы, без использования которых само существование экономики США и Европы становится невозможным. С другой – именно здесь находятся базы международного терроризма, периодически обостряется арабо-израильский конфликт, а ряд государств, такие как Сирия и Иран, причислены американским президентом к "оси зла". Здесь сосредоточены значительные запасы вооружений и военной техники, некоторые государства, например Сирия, имеют запасы химического и бактериологического оружия, а Израиль является неофициальным членом "ядерного клуба".

В последние десятилетия на БСВ сложилась достаточно сложная ситуация в области международной безопасности. Ряд государств региона начали программы создания ядерного оружия как единственного средства спасения от существующих внешних угроз. При этом их руководство осознавало, что поставленная цель может быть достигнута только за счет крайнего напряжения всех внутренних ресурсов, и учитывало возможность применения санкций со стороны Совета Безопасности ООН. Политика официальных ядерных государств, которые не только не стремились уничтожить собственное ядерное оружие, а наоборот – осуществляли программы его модернизации; также способствовала этому. Кроме того, военная акция США против Ирака, приведшая к смене режима Саддама Хусейна, вызвала обеспокоенность руководства ряда стран БСВ. Нельзя не учитывать и стремление некоторых государств региона к завоеванию более высокого международного статуса. В результате политические элиты этих государств стали одобрительно относиться к перспективе появления в их странах ядерного оружия как надежного средства защиты от любых посягательств извне. Наибольшие успехи в этой области достигли Израиль и Иран.

Израиль со всех сторон окружен враждебными арабскими государствами. Из всех арабских стран дипломатические отношения с Израилем установили только Египет и Иордания. Ощущение постоянной внешней угрозы и собственной уязвимости вынудило руководство страны создать собственное ядерное оружие. Несмотря на отсутствие официальных доказательств, подавляющее большинство российских экспертов не сомневается, что Израиль имеет ядерное оружие, причем в виде полноценной триады. Учитывая глубину противоречий Израиля с арабскими странами, уничтожение им собственного ядерного оружия, даже при твердых гарантиях безопасности со стороны США или НАТО, в ближнесрочной перспективе вряд ли возможно.

В 70-х годах прошлого века была разработана крайне амбициозная иранская ядерная программа. В частности, к 2020 г. планировалось построить значительное число атомных электростанций (АЭС) с водо-водяными реакторами на слабообогащенном уране, электрическая мощность которых должна была превысить 20 тыс. МВт. Позднее программа была скорректирована с учетом экономических возможностей страны в сторону сокращения вырабатываемой АЭС энергии на 70 %. Решение об осуществлении военной ядерной программы было, по-видимому, принято в начале 90-х годов прошлого века. Одновременно начались работы по созданию ядерного оружия на основе как высокообогащенного урана, так и плутония. Для накопления высокообогащенного урана в 1995 г. с помощью А.К. Хана были закуплены в Пакистане и собраны в Иране 500 центрифуг Р-1. Высокий уровень иранских технических специалистов позволил скопировать центрифуги, что позволило начать собственное производство. Сотрудники ЦРУ уже к 1996 г. обнаружили признаки военной ядерной программы Ирана.

В последние годы работы по иранской военной ядерной программе ускорились. Так, в феврале 2003 г. Иран признал факт установки 100 центрифуг для обогащения урана на экспериментальном производстве в Натанзе, планируя к концу года увеличить их количество до 900. Там же расположены подземные помещения общей площадью 60 тыс. кв. м, которых достаточно для размещения до 50 тыс. центрифуг. В мае 2003 г. Франция предоставила группе ядерных поставщиков материалы, обвиняющие Иран в осуществлении военной ядерной программы. В августе 2003 г. появилась информация об обнаружении инспекторами МАГАТЭ следов высокообогащенного урана на предприятии в Натанзе. В настоящее время Иран строит завод по производству тяжелой воды в Араке и планирует построить тяжеловодный исследовательский реактор в Карадже, который может быть использован для наработки плутония. Тем не менее наибольшую опасность для мирового сообщества сейчас представляет урановая военная программа Ирана, поскольку создать ядерную бомбу на основе высокообогащенного урана существенно легче, а процесс его обогащения, по-видимому, уже налажен.

Израиль относится в военной ядерной программе Ирана крайне отрицательно, особенно с учетом досягаемости иранскими ракетами «Шахаб-3» своей территории (дальность стрельбы ракет до 2500 км). Руководство страны неоднократно заявляло о возможности нанесения военного удара по предприятиям ядерного цикла Ирана, если он не прекратит наработку высокообогащенного урана. Израиль уже имеет опыт подобной операции: в 1981 г. израильские ВВС атаковали и уничтожили иракский ядерный реактор в Осираке. По мнению российских экспертов, атаковать иранские ядерные объекты намного сложнее, потому что они рассредоточены по территории страны, а расстояние от Израиля до этих объектов намного больше, чем было в Ираке. При этом Иран может ответить ударом собственных ракет по территории Израиля, эффективность которого, конечно, будет зависеть от возможностей по перехвату ракет израильской системы ПРО.

Взаимоотношения между США и Ираном достаточно сложные. Иран причислен к американской "оси зла" и испытывает постоянное экономическое и военное давление со стороны США, которые подозревают Иран в тайной разработке ядерного оружия и оказании помощи террористам. В начале 2005 г. пятьдесят конгрессменов США потребовали от президента Буша «призвать нынешний иранский режим к ответственности за его угрожающее поведение» и поддержать все продемократические силы в Иране. Предлагалось начать финансирование этих сил за счет федерального бюджета, выделить гранты на поддержку независимых радиостанций и телеканалов, вещающих на территорию Ирана из-за рубежа. Конгрессмены США потребовали не только сохранить все уже действующие американские санкции в отношении Ирана, но и расширить санкции против зарубежных компаний, сотрудничающих с Ираном. В результате были введены экономические санкции против восьми китайских предприятий, которые, по их мнению, оказывают помощь Ирану в усовершенствовании баллистических ракет. Ранее аналогичные санкции вводились против российских и ряда зарубежных предприятий.

18 января 2005 г. президент США Д. Буш потребовал от Ирана прекратить программу разработки ядерного оружия. В противном случае он не исключил возможности военных действий. Заявление было сделано после того, как Министерство обороны США официально опровергло факт тайного проведении специальными подразделениями в Иране разведывательных операций по сбору информации о 30 объектах, используемых в ядерных и ракетных программах. Однако, по информации американского журнала "Нью Йоркер", такие спецподразделения уже полгода на территории Ирана собирают сведения не только ядерных и химических объектах, но и о пусковых установках баллистических ракет. Выявленные объекты могут быть уничтожены как высокоточным оружием, так и силами диверсионных групп. В разведывательных целях США широко используют и беспилотные летательные аппараты, которые базируются на территории Ирака. Однако даже отбор проб воздуха над подозреваемыми иранскими объектами не смог подтвердить проведение работ по разработке ядерного оружия.

Иранское руководство находится в сложной ситуации. С одной стороны, Иран законно создает собственную атомную энергетику. Он является членом Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и подписал Дополнительный протокол к нему от 1997 г., позволяющий ввести гарантии МАГАТЭ. С другой – Иран создает практически полный замкнутый ядерный топливный цикл, часть объектов которого может быть использована для наработки оружейных ядерных материалов. Руководство Ирана считает, что имеет право на приобретение и развитие технологий по обогащению ядерных материалов, если соответствующие производства находятся под контролем МАГАТЭ. Действительно, ДНЯО позволяет это. Но пример КНДР, которая была членом ДНЯО и, находясь в Договоре, тайно создала научно-технические предпосылки разработки ядерного оружия, а затем вышла из него, вызывает тревогу у мирового сообщества.

Другое основание создания полного замкнутого ядерного топливного цикла, по мнению руководства Ирана, состоит в необходимости надежного обеспечения топливом собственных АЭС. Вкладывая огромные финансовые средства в атомную энергетику, руководство страны не желает зависеть от поставщиков топлива. Учитывая сложные взаимоотношения Ирана с рядом стран, нельзя исключать использование этого фактора для оказания давления на руководство страны. В настоящее время мировое сообщество не готово предоставить Ирану убедительные гарантии бесперебойного снабжения его АЭС ядерным топливом по приемлемым ценам. Вместе с тем саму необходимость создания сильной атомной энергетики многие эксперты ставят под сомнение ввиду значительных запасов нефти и природного газа.

Руководство Ирана считает, что последние антииранские выпады Д. Буша и высокопоставленных членов администрации являются психологической акцией. Так, министр иностранных дел Ирана Камаль Харрази заявил следующее: "Утверждения президента США Джорджа Буша и других американских представителей о возможной силовой акции против Ирана являются некой игрой и психологической акцией, чтобы оказать на нас влияние. Однако мы уже располагаем опытом в этой области. Мы не хотим вступать с кем-либо в конфронтацию, но со всей мощью готовы защитить свои национальные интересы". С ним согласен и иранский лидер Мохаммад Хатами: "Я не думаю, что американцы способны принять настолько глупое решение, чтобы начать войну против Ирана... Мы рассматриваем вероятность такого нападения как весьма низкую, и это касается и других стран". По-видимому, именно это определяет сдержанное отношение Ирана к сбору американцами разведывательной информации над иранской территорией.

В то же время руководство Ирана осознает и реальную возможность использования силы в отношении своей страны. Именно поэтому оно и предприняло конкретные шаги по снижению остроты ядерной проблемы. В частности, работы по монтажу новых центрифуг в Натанзе и обогащению урана были временно прекращены, а сам объект был поставлен под контроль МАГАТЭ. Завод по конверсии урана в г. Исфане в сентябре 2004 г. был также поставлен под контроль МАГАТЭ. Несмотря на отсутствие ратификации Дополнительного протокола (1997 г.) к ДНЯО, руководство страны высказалось за соблюдение его положений и допустило инспекторов МАГАТЭ на объекты.

Особого внимания заслуживают взаимоотношения между Россией и Ираном в области атомной энергетики. Несмотря на многочисленные заявления американских официальных лиц о передаче Россией ядерных и ракетных технологий Ирану, сотрудничество между нашими странами в этой сфере развивается и будет продолжено. В частности, будет продолжено строительство АЭС в Бушере, стоимость контракта на строительство которой превышает 1 млрд долл.

Учитывая обострение отношений между США и Ираном, в ближайшей перспективе возможно нанесение со стороны США удара с помощью высокоточного оружия по иранским объектам ядерного топливного цикла и производства ракетного оружия, пусковым установкам баллистических ракет. Аналогичный удар может быть нанесен и со стороны Израиля. Причем такая атака может быть осуществлена в одностороннем порядке без санкции Совета безопасности ООН, так как Россия или Китай, как постоянные члены Совета безопасности, с высокой степенью вероятности наложат вето на соответствующую резолюцию. Последствия такого шага на фоне неурегулированности ситуаций в Ираке и в Афганистане будут крайне негативны как для региона БСВ, так и для России.

Прикрываясь борьбой с угрозой распространения оружия массового уничтожения (ОМУ), США оккупировали территорию Ирака. Они одержали блестящую военную победу, но не смогли стабилизировать ситуацию в стране. Крах режима Саддама Хусейна позволил националистическим и радикальным силам при финансовой поддержке ряда стран БСВ и независимых фондов развернуть в стране партизанскую борьбу. В результате ежемесячные потери только американских военнослужащих превышают 50 человек, некоторые европейские страны, например Испания, приняли решение вывести свои войска из Ирака. Активизировались различного рода террористические организации, постоянны похищения людей с целью выкупа, полностью нарушена система жизнеобеспечения крупных иракских городов. Состоявшиеся выборы в местный парламент показали, что невозможно свободное волеизъявление людей в период боевых действий.

Несколько лучше ситуация в Афганистане, где операция по свержению правления талибов была санкционирована Советом безопасности ООН. Однако и там после начала войны в Ираке усилилась террористическая деятельность. Недостаток ресурсов привел к тому, что силы НАТО контролируют только столицу и ряд крупных городов. Центральная власть крайне слаба, а провинции управляются независимыми полевыми командирами. Резко выросло производство наркотиков, и они хлынули через Таджикистан в Россию и Европу. Вскоре российские пограничники уйдут из Таджикистана, и ситуация ухудшится.

Каков же выход из сложившейся ситуации? По мнению ряда российских экспертов, создание Ираном ядерного оружия не отвечает его национальным интересам в долгосрочной перспективе. Иран уже сейчас является региональной державой, обладающей огромными людскими ресурсами и современными технологиями. Экономика страны находится на подъеме, крепнут дружеские связи с Азербайджаном, Афганистаном, Китаем, Россией, Украиной и рядом европейских стран. В Иране создаются авиационная и автомобильные промышленности; в ближайшее время российским носителем на орбиту будет выведен иранский спутник. Вместе с тем иранское общество остается для Запада крайне закрытым, что, естественно, сдерживает поток иностранных инвестиций и процесс передачи передовых технологий. Создание Ираном собственного ядерного оружия еще более изолирует страну от окружающего мира и неизбежно скажется на развитии экономики и благосостоянии иранцев.

В 2003 г. руководство Ливии отказалось от производства оружия массового уничтожения (ОМУ) и обязалось его уничтожить. В обмен на ликвидацию собственной военной ядерной программы и имеющихся запасов химического оружия руководство страны получило режим максимального благоприятствования со стороны Запада, что смогло компенсировать ранее понесенные затраты на разработку ОМУ, превысившие, по оценкам экспертов, 1 млрд долл. В отношении Ирана такой подход возможен только частично. Улучшение взаимоотношений с ведущими европейскими странами – это обязательное условие быстрого экономического развития страны. Причем в этом заинтересованы и европейские страны, так как нуждаются в гарантированной поставке иранских энергоресурсов. По-видимому, руководству Ирана следует серьезно рассмотреть предложение ЕС по полному прекращению работ по обогащению урана в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с ЕС.

Большинство российских экспертов считает, что даже при самых благоприятных условиях Ирану для создания собственного ядерного оружия потребуется от года до трех лет. Удар высокоточного оружия по ядерным объектам Ирана неизбежно отбросит программу как минимум на пять лет назад. Кроме того, политическое решение по созданию Ираном ядерного оружия, скорее всего, не принято. Следовательно, еще можно кардинально изменить ситуацию, решительно отказавшись от планов по созданию полного замкнутого ядерного цикла, что исключает возможность разработки собственного ядерного оружия.

Ведущие европейские страны являются «локомотивом» переговорного процесса по ядерной тематике, но переговоры с Ираном не могут быть успешными без активного участия России и США. В настоящее время Россия строит в Бушере АЭС на основе легководных атомных реакторов. Россия может построить в перспективе и другие АЭС подобного типа и взять на себя обязательства по поставкам ядерного топлива по фиксированным, наиболее низким ценам, а также по вывозу на свою территорию отработанного ядерного топлива. Все это позволит исключить использование Ираном российских атомных реакторов для наработки плутония.

США играют значительную роль в решении иранской ядерной проблемы. Без урегулирования американо-иранских отношений и предоставления обязательств ненападения Ирану со стороны США прогресс в этом вопросе вряд ли возможен. Иран не может принять предложения ЕС и ликвидировать ряд ключевых звеньев ядерного топливного цикла, если сохраняется возможность применения силы со стороны США. В этом случае руководство Ирана, по-видимому, будет вынуждено взять курс на создание собственного ядерного оружия для сохранения суверенитета.

Следовательно, настоящая позиция США в отношении Ирана явно бесперспективна, так как силового решения иранского ядерного узла не существует. По мнению руководителя Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексея Арбатова, Белый дом взялся за угрозы в адрес Ирана с целью отвлечь общественное мнение США от ситуации в Ираке и покрыть политическое, моральное и военное поражения в этом регионе. Алексей Арбатов считает: "Угроза Ирану – другая крупная ошибка Америки, которая в случае ее осуществления будет иметь неприятные последствия для региона, США и всего мира".

Вместе с тем поддержка Ираном ряда террористических организаций крайне затрудняет процесс улучшения как американо-иранских, так и ирано-израильских отношений. Руководству Ирана следует пересмотреть свои отношения с такими организациями, как ливанская группировка «Хезболла», палестинские движения ХАМАС, «Исламский джихад», и рядом других. Всесторонняя поддержка этих организаций не только укрепляет терроризм на БСВ, но и способствует формированию отрицательного имиджа страны в глазах мирового сообщества, а также дает основание США и Израилю считать Иран одной из главных баз террористов.

Существенную помощь в развязывании иранского ядерного узла может оказать и Израиль. Только крайне сдержанная позиция по рассматриваемой проблеме, отказ от односторонних силовых действий и поиск взаимных компромиссов может сохранить в регионе довольно хрупкое равновесие.

10 февраля 2005 г. Министерство иностранных дел КНДР официально заявило о наличии у Кореи собственного ядерного оружия. Ряд российских экспертов полагает, что эта информация является блефом и обусловлена усиливающимся давлением США на Иран по существующей ядерной проблеме. Кроме того, руководство КНДР преследует цель напомнить о себе и получить материальную помощь со стороны мирового сообщества. Эта ситуация создает благоприятные условия для развязывания иранского ядерного узла, так как, в отличие от КНДР, руководство Ирана занимает более реалистичную позицию и идет на контакты с МАГАТЭ. По-видимому, смягчится и позиция США по отношению к Ирану, потому что невозможно одновременно решать и иранскую и северокорейскую ядерные проблемы, – США будут вынуждены переключиться на КНДР, где им обеспечена поддержка мирового сообщества.

Таким образом, стремление Ирана к созданию собственного ядерного оружия – это путь в тупик, который не учитывает долгосрочных национальных интересов страны и ухудшает состояние безопасности на Ближнем и Среднем Востоке. Позиция же США по этому вопросу явно бесперспективна и не допускает поиска взаимных компромиссов. Но существует выход из данной ситуации:

- принятие Ираном предложений ЕС по полному прекращению работ по обогащению урана и накоплению плутония в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с европейскими странами;
- ратификация Ираном Дополнительного протокола к ДНЯО (1997 г.) и прекращение накопления плутония;
- прекращение Ираном всех видов поддержки террористических организаций и начало нормализации отношений с Израилем;
- урегулирование американо-иранских отношений и предоставление США гарантий ненападения на Иран;
- обеспечение Россией гарантированных поставок реакторного топлива по фиксированным, наиболее низким ценам, а также вывоза на свою территорию отработанного ядерного топлива.

Все это приведет к коренному улучшению ситуации на Ближнем и Среднем Востоке и к экономическому благополучию Ирана в будущем.

Все карты, фотографии и спутниковые фотографии находятся под защитой авторских прав и принадлежат либо автору ресурса Национальная и государственная безопасность Российской Федерации, либо размещены с разрешения государственных или частных организаций, либо частных лиц. Любое копирование указанных материалов преследуется в соответствии с нормами гражданского и уголовного законодательства Российской Федерации.