Последние поступления

 

Социологическое исследование Sociologie Militaire двух авторитетных французских социологов Theodore Caplow и Pascal Vennesson, специализирующихся на исследованиях в области социологии вооруженных конфликтов.

Официальный текст Концепции национальной безопасности Российской Федерации от 21 апреля 2000 года.

Официальный текст Военной доктрины Российской Федерации от 21 апреля 2000 года.

 
 

Хохлов Игорь Игоревич


Хохлов И.И.

Родился в 1977 году в Москве. В 1997 году закончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО МИД РФ). В 1999 году закончил Российско-французскую магистратуру МГИМО.

В настоящее время - научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, преподает на кафедре Социологии международных отношений Социологического факультета МГУ авторские спецкурсы "Россия в меняющейся системе международной безопасности" и "Политические конфликты: внутренние и международные аспекты", а также курс "Социология международных отношений".

 
 


Содержание

Общие понятия о принципе субсидиарности в механизме Европейского Союза.

Соотношение принципов субсидиарности и федерализма в развитии Евросоюза.

Механизм распределения расходов между различными сферами и определение приоритетов.

Действие принципа субсидиарности в отношении экономически слабых, неконкурентоспособных регионов.

Механизм взаимодействия органов Евросоюза и регионов в выработке политики регионального развития.

Значение экономической деятельности государства как инструмента региональной политики в странах-членах Евросоюза.

Роль субсидиарного подхода в решении проблем европейской интеграции и Евросообщества.

    

Актуальные публикации

Международные и региональные террористические организации

В едином досье Международные и региональные террористические организации собрана современная информация о международных, региональных и национальных организациях, движениях, фронтах и т.д., использующих в своей деятельности методы террора. Обновленная информация об истории создания, лидерах, численности, спонсорах, странах-покровителях и проведенных терактах.

Аль-Каида - Международный исламский фронт джихада против иудеев и христиан

В досье Аль-Каида - Международный исламский фронт джихада против иудеев и христиан содержится подробная информация по истории создания, идеологии, составу, боевой и политической деятельности этой самой крупной террористической сети. Подробно изложены цели, задачи и методы.

Хамас - Исламское движение сопротивления

В досье Хамас - Исламское движение сопротивления подробно описана история создания организации шейха Ахмеда Ясина Хамас. Изложены цели, стратегия, структура, спонсоры данной организации, а также система взаимоотношений с региональными и международными террористическими сетями и организациями, действующими на территории Палестины и за ее пределами.

Хизбаллах - Партия Аллаха

В досье Хизбаллах - Партия Аллаха собрана как фактологическая, так и аналитическая информация об этой крупнейшней шиитской организации: цели, структура, спонсоры и ресурсы.

К 2020 году на смену "Аль-Каиде" придут профессионалы террора

В Отчете Национального совета по разведке, опубликованном в мае 2005 года изложено видение ветеранами ЦРУ, ФБР и АНБ США перспектив международного терроризма. Деятельность террористов станет значительно более профессиональной и эффективной, они получат доступ к химическому, биологическому, а также, возможно, ядерному оружию.

    
BannerPoint               BannerPoint
 
Субсидиарность как принцип и
механизм политики Европейского Союза


Субсидиарность – принцип, лежащий в основе распределения полномочий и компетенций между акторами, находящимися на разных уровнях властной пирамиды.

Принцип субсидиарности подразумевает, что управление осуществляется на возможно более низком уровне, когда это целесообразно; при этом европейский уровень выступает как дополнительный по отношению к национальному (например, финансирование на уровне Европейского Союза обычно дополняет, а не заменяет собой ресурсы отдельных стран).

Принцип субсидиарности был введен Маастрихтским договором в 1992 года. Тогда же в качестве консультативного органа был создан Комитет регионов.

 
В основе европейской интеграции и распределения властных полномочий в Европейском Союзе (Евросоюзе) лежит принцип субсидиарности, введенный Маастрихтским договором 1992 года
 

 


Согласно статье 5 Маастрихтского договора о Европейском союзе (прежде статье 3b), "Сообщество действует в пределах своих полномочий, определяемых настоящим Договором и поставленными перед ним здесь целями. В областях, которые не подпадают под его исключительную компетенцию, Сообщество действует в соответствии с ПС, если и поскольку цели действия не могут быть достигнуты в достаточной мере государствами-членами и поэтому, в силу масштабов и результатов предполагаемого действия, могут быть более успешно достигнуты Сообществом. Любые действия Сообщества не должны идти далее того, что необходимо для достижения целей настоящего Договора" (Договор о Европейском союзе: консолидированная версия. М., 2001. С.48).

Таким образом, Европейское сообщество может расширять свою компетенцию на новые области деятельности тогда, когда Евросоюз считает их "масштабными".

 


На статью 5 Маастрихтского договора о Евросоюзе может опираться каждый отдельно взятый акт Европейского сообщества, что позволяет в законодательном порядке ограничивать пределы деятельности последнего. Субсидиарность таким образом можно понимать как политический принцип руководства делами Сообщества и законодательного ограничения его компетенции.

До подписания Маастрихтского договора о Европейском союзе дискуссии о субсидиарности инициировались органами Европейского сообщества, после его подписания принцип субсидиарности стал широко обсуждаться в национальных государствах. Статья 5 Договора о Евросоюзе оставляет возможность для различных интерпретаций принципа субсидиарности (что и обусловило его повсеместную поддержку в странах-членах (например, для Великобритании, которая видела в принципе субсидиарности охрану национального суверенитета и возможность избежать чрезмерного втягивания в дела других стран-участниц; и для европейского руководства, для которого субсидиарность это, по сути, – принцип еврофедерализма)) , а в условиях массового недовольства усилением наднациональности в политике ЕС требовалось, тем не менее, более четкое определение субсидиарности и объяснение правил ее использования. Эта статья действует без ограничений и исключений.

В статье 5 Маастрихтского договора о Евросоюзе региональный уровень вообще не упоминается, речь идет лишь о европейском уровне и государствах-членах, что означает возможность для национальных государств не рассматривать субна-циональный уровень и замыкать решения на себя, когда это им удобно. Принцип субсидиарности и способ его изложения уменьшил напряженность, вызванную усилением наднациональности. Принцип субсидиарности имеет исключительно важное значение для понимания существа европейской политики в постмаастрихтский период.

Идея субсидиарности не нова (эту идею можно считать католического происхождения. Римский папа Пий ХI так пояснял идею субсидиарности: "Должен оставаться непоколебимым следующий принцип социальной мудрости: как не дозволено, с целью передачи обществу, отнимать у отдельных лиц то, что последние могут выполнить собственными силами и мерами, так нельзя и передавать более значительному сообществу то, что может быть сделано меньшими и более слабыми людскими сообществами.

Нарушение этого правила послужило бы во вред обществу, и было бы вопиющим препятствием для правильного порядка, потому что оправданной целью всякого вмешательства в общественные дела является подкрепляющая помощь членам социального организма, а не разрушение и поглощение". См. подробнее: Pius XI Quadraqe-simo Anno. 1931 encyclica.// Anderson R. Between Two Wars: The Story of Pope Pius. 1978). В европейской политике последние десятилетия про-должается поиск доктрины, которая позволила бы Евросообществу быть вовлеченным в решение проблем, традиционно являющихся областью национального суверенитета и находящихся в компетенции национальной и региональной сферы.

Идеологом принципа субсидиарности применительно к европейской интеграции (евроинтеграции) считается Ж. Делор (Ж. Делор начал изучать идею субсидиарности с того момента как стал председателем Европейской комиссии (Еврокомиссии). Понимая, что Европейское сообщество может действовать только в тех областях, в которых страны-участницы дали ему соответствующую власть, он считал разрушение "бюрократического барьера", окружающего Брюссель (как местонахождения главных институтов Евросоюза), лучшим средством убедить граждан в способности Сообщества быть полезным, если, конечно, оно намерено развиваться при их поддержке.

Принцип субсидиарности, по мнению Делора, должен определить общий курс: где Сообщество может, а где не может действовать автономно от национальных правительств, подобно тому, как конституция США оставляет за штатами права, которые не делегируются федеральному правительству, или основной закон ФРГ, облекающий всеми полномочиями земли за исключением прерогатив, которые не обозначены специально. "Федералистский подход призван определить ясно, кто и что делает" – писал Ж. Делор (цитируется по: Dinan D. Ever Closer Union: An introduction to European Integration. L., 1999. P.158). Особую роль соблюдение принципа субсдианости играет в вопросах регионального развития, на чем автор остановится далее.

<< library index                                                                                                    part two >>