Ресурсы по теме
 


Учебный план спецкурса Россия в меняющейся системе международной безопасности - материалы для студентов по теме "национальная безопасность".

Подпишитесь на еженедельную Рассылку Социология и Политология на главной странице www.nationalsecurity.ru - вы будете в курсе последних новостей в сфере безопасности, политологии и социологии, получите доступ к редким и малотиражным изданиям, стенограммам докладов и текстам выступлений ведущих ученых.

 
 
Катер террористов - террористической организации Тигры освобождения Тамил Илама

 Досье

В разделе Межгосударственные организации и программы размещено исследование научного сотрудника ИМЭМО РАН и преподавателя МГУ им. Ломоносова Хохлова И.И. - Субсидиарность как принцип и механизм политики Евросоюза.

В работе исследуется явление субсидиарности – основополагающий принцип, лежащий в основе распределения полномочий и компетенций между акторами, находящимися на разных уровнях властной пирамиды в рамках Европейского Союза.

 
 


Актуальные публикации

Хохлов И.И. Глобальный джихад Салафи: международная террористическая сеть Аль-Каида

Новое научное исследование Глобальный джихад Салафи: международная террористическая сеть Аль-Каида посвящена идеологии, структуре, системе вербовки новых членов и перспективам самых мощных общественных и террористических исламистских сетей и организаций, целью которых является установление исламских правительств в мусульманских странах и возрождение влияния ислама в глобальном масштабе.

Хохлов И.И. Производство опийных наркотиков (героина) в Афганистане, финансовая инфраструктура и транспортные потоки наркобизнеса

В научном исследовании рынка опийных наркотиков Производство опийных наркотиков (героина) в Афганистане содержится актуальная информация о производстве героина, транспортировке наркотиков и системах оптовой продажи героина. Приведены данные по производству героина в Афганистане после начала контртеррористической операции США и Великобритании, а также роли стран Средней и Центральной Азии в доставке героина из Золотого Полумесяца в Европу, Юго-Восточную Азию и Америку.

Хохлов И.И. Транспортная инфраструктура героинового бизнеса Золотого Полумесяца (Афганистана)

В авторском досье Транспортная инфраструктура героинового бизнеса Афганистана содержится объективная и достоверная информация о транспортной системе Афганистана, задействованной в транспортировке опиума и героина из стран Золотого Полумесяца в Европу и Азию.

    

К 2020 году на смену "Аль-Каиде" придут профессионалы террора

В Отчете Национального совета по разведке, опубликованном в мае 2005 года изложено видение экспертами ЦРУ, ФБР и АНБ (Агентства национальной безопасности) США перспектив развития терроризма.

Терроризм как судьба. Этические и социальные причины Глобального джихада Салафи

Марк Сейджмен, профессор социологии Пенсильванского университета, советник правительства США по борьбе с исламским терроризмом, автор книги Understanding Terrorist Network, представил на Международной конференции в Вашингтоне (декабрь 2004 года) Анализ 382 досье руководителей крупнейших террористических организаций мира.

Хизбаллах - Партия Аллаха

В досье Хизбаллах - Партия Аллаха собрана как фактологическая, так и аналитическая информация об этой крупнейшней шиитской организации: цели, структура, спонсоры и организационные возможности. Описаны трансформация Хизбаллы в общественно-политическую организацию и роль, которую сыграли ее лидеры: Сейид Мухаммед Хусейн Фадлалла, Аббас Муссави и Хасан Насралла.

Абу Нидаль - Сабри Халиль эль-Банна

Абу Нидаль - Сабри Халиль эль-Банна - одна из самых легендарных личностей в мировом террористическом движении. В течение долгого времени Абу Нидаль (настоящее имя Сабри Халиль эль-Банна) руководил одной из опаснейших исламских палестинских террористических организаций "Черный сентябрь" ("ФАТХ - Революционный совет", "Арабский революционный совет"), включенной в Список крупнейших террористических организаций Госдепартамента США.

    
BannerPoint               BannerPoint
 
Тигры освобождения Тамил Илама
террористическая сепаратисткая организация


Военно-морские операции группы Черные морские тигры Тамил Илама

В состав организации "Тигров освобождения Тамил-Илама" входит ряд террористических подразделений, самым известным из которых являются "Черные морские тигры". История появления этого подразделения такова: начиная с конца 1970-х годов на Шри-Ланке то затухая, то разгораясь длится вооруженный конфликт возглавляемого сингалами правительства страны с тамильским меньшинством, требующим независимости. Основная борьба ведется в северных и восточных провинциях, населенных преимущественно тамилами, хотя отдельные боевые операции проводятся повстанцами и в столице страны Коломбо. Географический статус Шри-Ланки как островного государства наложил свой отпечаток на конфликт, резко выделяя его среди подобных: редко какая повстанческая война имеет столь четко выраженную морскую составляющую.

Одной из главнейших проблем для любого партизанского движения является закупка и доставка оружия и военных материалов. Не имея легальных способов приобретать и транспортировать вооружения, повстанческие формирования зачастую должны тратить на это больше сил и средств, чем непосредственно на боевые действия. Особенную остроту этот вопрос приобрел для "Тигров освобождения Тамил Илама", не только лишенных какой-либо поддержки других стран, но и вынужденных осуществлять снабжение практически исключительно морским путем.

 
 

 


Для выполнения этих задач в составе вооруженных формирований тамилов создано крыло Морских Тигров. Основу их "флота" составляют небольшие быстроходные катера, как закупаемые в других странах, так и производимые на подпольных кустарных "фабриках". Первоначально на катера возлагались исключительно транспортные функции, однако постепенно противодействие ланкийского флота вынудило тамилов заняться созданием боевых единиц.

В конце 80-х годов часть катеров оснащается малокалиберными скорострельными пушками и пулеметами, в начале 90-х появляются самодельные взрывающиеся катера, управляемые смертниками из подразделения Черных Морских Тигров. В середине 90-х был создан отряд боевых пловцов-диверсантов (Морские Леопарды).

 

К началу конфликта флот Шри-Ланки состоял из двух патрульных судов собственной постройки "Jayasagara" и "Sagarawardana", шести больших патрульных катеров китайского производства типа "Шанхай-2", нескольких десятков малых патрульных катеров и судов обеспечения. Эскалация конфликта вынудила правительство Шри-Ланки начать закупки корабельного состава за границей.

Наиболее полезным приобретением оказались израильские малые патрульные катера типов "Dvora" и "Super Dvora", поставки которых осуществлялись несколькими партиями начиная с 1987 года. Кроме того, их лицензионное производство организовано на верфи в Коломбо. Всего было закуплено и построено по лицензии более двух десятков катеров этих типов. Состав флота пополнили и несколько гражданских судов, переоборудованных во вспомогательные суда разведки и управления (далее ВСУ) или войсковые транспорты.

Побережье Шри-Ланки, заселенное тамилами, протягивается на несколько сотен километров от района Маннара на северо-западном побережье до района Поттувила на юго-востоке. В начальный период конфликта тамилы создали многочисленные базы в соседней Индии, в штате Тамилнаду, заселенном этническими сородичами. Доставка грузов и бойцов осуществлялась через узкий Полкский пролив, усеянный многочисленными островами, что значительно затрудняло действия правительственных сил. Практически полное отсутствие авиационной компоненты вооруженных сил Шри-Ланки в первые несколько лет противостояния также не способствовало успешной борьбе с многочисленными нарушителями границы, которые к тому же предпочитали осуществлять свои операции в темное время суток.

В данный период ланкийский флот применял следующую тактику: патрульные корабли и ВСУ, обладающие более-менее хорошими радарами, располагались на расстоянии 5-10 миль друг от друга и прочесывали пролив. В случае обнаружения противника (или просто подозреваемого плавсредства) они наводили на цель быстроходные патрульные катера. Такая тактика приносила успех в борьбе с тихоходными рыбацкими судами, использовавшимися тамилами на первых порах, но оказалась неэффективной против появившихся вскоре скоростных фибергласовых катеров. Поэтому столь важным стало приобретение "Двор", способных самостоятельно находить, преследовать и уничтожать цели.

В 1988 году ситуация качественно изменилась. Индия, в которой проживают десятки миллионов тамилов, высказала большую обеспокоенность террором, осуществляемым правительством Шри-Ланки в отношении тамильского меньшинства. Однако вмешательство Индии в защиту тамилов оказалось весьма "нестандартным": посланные на Шри-Ланку войска должны были разгромить повстанцев, лишив таким образом сингальское правительство "оснований" для преследования тамилов. В рамках проводимой Индией операции были уничтожены базы Тигров в штате Тамилнаду, что вынудило повстанцев к перебазированию в Юго-Восточную Азию (в частности, в Бирму) и организации снабжения собственно морским путем через Бенгальский залив.

На этом этапе тамилы начали приобретать пусть и небольшие, но все же морские суда, поскольку катера явно не могли заменить их в "глубоких" морских операциях. Постепенно был сформирован флот из нескольких торговых судов (их количество по понятным причинам точно неизвестно, но по всей вероятности не превышает десятка). Большую часть времени такие суда выполняют обычные заказы по фрахту, а команды набирают среди моряков из разных стран мира. Однако периодически они осуществляют доставку военных грузов к побережью Шри-Ланки, причем экипаж в подобных операциях состоит исключительно из Морских Тигров. Примерная схема операции при этом выглядит следующим образом. Транспортное судно подходит к берегу приблизительно на 50 миль, где встречается с катерами, на которые передает свой груз. Катера, принявшие груз, разбиваются на несколько отрядов и следуют к пунктам выгрузки. Их прикрывают отряды состоящие из боевых и взрывающихся катеров. В случае встречи с кораблями правительственного флота отряды прикрытия завязывают с ними бой невзирая на соотношение сил, поскольку от доставки груза зависит функционирование всей организации Тигров. Операция планируется таким образом, чтобы ее наиболее важный этап (передача груза и доставка его на берег) пришелся на ночное время. В связи с тем, что правительство Шри-Ланки ввело жесткое эмбарго на поставки товаров в регионы, контролируемые тамилами, в состав груза зачастую входят не только оружие и боеприпасы, но и горючее, медикаменты, медицинское оборудование, прочие материалы. Подобная схема доставки исключает транспортировку крупногабаритного вооружения, поэтому наиболее "тяжелым" оружием, закупленным тамилами, являются минометы и небольшие системы залпового огня. Все танки и артиллерийские орудия, которыми обладают Тигры, захвачены в качестве трофеев у правительственных войск.

<< part three                                                                                                        part five >>