Ресурсы по теме
 


Учебный план спецкурса Россия в меняющейся системе международной безопасности - вся необходимая информация для студентов и аспирантов.

Подпишитесь на Еженедельную рассылку Социология и Политология на главной странице сайта - вы будете в курсе последних публикаций политологии и социологии, получите доступ к малотиражным и редким изданиям, стенограммам докладов и текстам выступлений ведущих ученых России и мира.

 
 

Источники

В разделе Монографии в настоящее время выкладываются две книги, ставшие для современной геополитики знаковыми, - Великая шахматная доска Бжезинского и Основы геополитики. Геополитическое будущее России Дугина.

Обе книги вышли в свет менее десяти лет назад, и, будучи очень неоднозначными трудами, как с концептуальной, так и с научно-практической точек зрения, стали некими отправными точками для современной геополитической науки.

 
 


Источники и Литература

Концепция национальной безопасности Российской Федерации от 10 января 2000 года

Официальный текст Концепции национальной безопасности Российской Федерации от 10 января 2000 года.

Официальный текст Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300.

Официальный текст Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24.

Военная доктрина Российской Федерации от 21 апреля 2000 года

Официальный текст Военной доктрины Российской Федерации от 21 апреля 2000 года.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 года

Официальный текст Доктрины информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 года.

Концепция внешней политики Российской Федерации от 28 июня 2000 года

Официальный текст Концепции внешней политики Российской Федерации от 28 июня 2000 года.

Монография Сергунина А.А. Российская внешнеполитическая мысль: проблемы национальной и международной безопасности

В монографии Российская внешнеполитическая мысль: проблемы национальной и международной безопасности анализируется эволюция российской политической мысли в области исследований проблем безопасности. Изучаются основные внешнеполитические школы постсоветской России и дискуссии по проблемам национальной и международной безопасности, которые велись в последние полтора десятилетия. Большое внимание в работе уделено изучению различий в подходах к проблемам безопасности в отечественной и мировой науке.

Статья Леонидова С. Россия в системе международной безопасности

В статье Россия в системе международной безопасности исследуется связь внешне- и внутриполитической деятельности государства с объективно существующими национальными интересами, угрозами этим интересам и необходимостью противодействия этим угрозам.

    

 

 
Концепция внешней политики
Российской Федерации (28 июня 2000 года)


Характер отношений с ЕС определяется рамками Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г., которое еще не заработало в полную силу. Конкретные проблемы, прежде всего проблема адекватного учета интересов российской стороны в процессе расширения и реформирования ЕС, будут решаться на основе одобренной в 1999 году Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом. Предметом особого внимания должно стать формирующееся военно-политическое измерение ЕС.

Реально оценивая роль Организации Североатлантического договора (НАТО), Россия исходит из важности сотрудничества с ней в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте и открыта для конструктивного взаимодействия. Необходимая база для этого заложена в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 года. Интенсивность сотрудничества с НАТО будет зависеть от выполнения ею ключевых положений этого документа, в первую очередь касающихся неприменения силы и угрозы силой, неразмещения на территориях новых членов группировок обычных вооруженных сил, ядерного оружия и средств его доставки.

 
 

 


Вместе с тем по целому ряду параметров нынешние политические и военные установки НАТО не совпадают с интересами безопасности Российской Федерации, а порой прямо противоречат им.

В первую очередь это касается положений новой стратегической концепции НАТО, не исключающих ведения силовых операций вне зоны действия Вашингтонского договора без санкции Совета Безопасности ООН. Россия сохраняет негативное отношение к расширению НАТО.

Насыщенное и конструктивное сотрудничество между Россией и НАТО возможно лишь в том случае, если оно будет строиться на основе должного учета интересов сторон и безусловного выполнения принятых на себя взаимных обязательств.

 


Взаимодействие с государствами Западной Европы, в первую очередь с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляет собой важный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики России.

В отношениях с государствами Центральной и Восточной Европы актуальной остается задача сохранения наработанных человеческих, хозяйственных и культурных связей, преодоления имеющихся кризисных явлений и придания дополнительного импульса сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами.

Хорошие перспективы имеет развитие отношений Российской Федерации с Литвой, Латвией и Эстонией. Россия выступает за то, чтобы повернуть эти отношения в русло добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Непременным условием этого является уважение данными государствами российских интересов, в том числе в стержневом вопросе о соблюдении прав русскоязычного населения.

Россия будет всемерно содействовать достижению прочного и справедливого урегулирования ситуации на Балканах, основанного на согласованных решениях международного сообщества. Принципиально важно сохранить территориальную целостность Союзной Республики Югославии, противодействовать расчленению этого государства, что чревато угрозой возникновения общебалканского конфликта с непредсказуемыми последствиями.

Российская Федерация готова к преодолению значительных трудностей последнего времени в отношениях с США, сохранению создававшейся на протяжении почти 10 лет инфраструктуры российско-американского сотрудничества. Несмотря на наличие серьезных, в ряде случаев принципиальных разногласий, российско-американское взаимодействие является необходимым условием улучшения международной обстановки и обеспечения глобальной стратегической стабильности.

Прежде всего, это касается проблем разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения, а также предотвращения и урегулирования наиболее опасных региональных конфликтов. Только при активном диалоге с США возможно решение вопросов ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений. Во взаимных интересах поддерживать регулярные двусторонние контакты на всех уровнях, не допускать пауз в отношениях, сбоев в переговорных процессах по основным политическим, военным и экономическим вопросам.

<< part four                                                                                                          part four >>

Россия в меняющейся системе международной безопасности, МГУ им. Ломоносова                                                 ©2005 Хохлов Игорь Игоревич