Ресурсы по теме
 


Учебный план спецкурса Россия в меняющейся системе международной безопасности - вся необходимая информация для студентов и аспирантов.

Подпишитесь на Еженедельную рассылку Социология и Политология на главной странице сайта - вы будете в курсе последних публикаций политологии и социологии, получите доступ к малотиражным и редким изданиям, стенограммам докладов и текстам выступлений ведущих ученых России и мира.

 
 

Источники

В разделе Монографии в настоящее время выкладываются две книги, ставшие для современной геополитики знаковыми, - Великая шахматная доска Бжезинского и Основы геополитики. Геополитическое будущее России Дугина.

Обе книги вышли в свет менее десяти лет назад, и, будучи очень неоднозначными трудами, как с концептуальной, так и с научно-практической точек зрения, стали некими отправными точками для современной геополитической науки.

 
 


Источники и Литература

Концепция национальной безопасности Российской Федерации от 10 января 2000 года

Официальный текст Концепции национальной безопасности Российской Федерации от 10 января 2000 года.

Официальный текст Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300.

Официальный текст Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24.

Военная доктрина Российской Федерации от 21 апреля 2000 года

Официальный текст Военной доктрины Российской Федерации от 21 апреля 2000 года.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 года

Официальный текст Доктрины информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 года.

Концепция внешней политики Российской Федерации от 28 июня 2000 года

Официальный текст Концепции внешней политики Российской Федерации от 28 июня 2000 года.

Монография Сергунина А.А. Российская внешнеполитическая мысль: проблемы национальной и международной безопасности

В монографии Российская внешнеполитическая мысль: проблемы национальной и международной безопасности анализируется эволюция российской политической мысли в области исследований проблем безопасности. Изучаются основные внешнеполитические школы постсоветской России и дискуссии по проблемам национальной и международной безопасности, которые велись в последние полтора десятилетия. Большое внимание в работе уделено изучению различий в подходах в отечественной и мировой науке.

Статья Леонидова С. Россия в системе международной безопасности

В статье Россия в системе международной безопасности исследуется связь внешне- и внутриполитической деятельности государства с объективно существующими национальными интересами, угрозами этим интересам и необходимостью противодействия этим угрозам.

    

 

 
Концепция внешней политики
Российской Федерации (28 июня 2000 года)


V. Укрепление международной безопасности.

Россия выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. В этих целях Российская Федерация:

• будет неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства по действующим договорам и соглашениям в области ограничения и сокращения вооружений и участвовать в разработке и заключении новых договоренностей, отвечающих как ее национальным интересам, так и интересам безопасности других государств;
• готова идти на дальнейшее сокращение своего ядерного потенциала на основе двусторонних договоренностей с США и - в многостороннем формате - с участием других ядерных держав при том условии, что стратегическая стабильность в ядерной области не будет нарушена. Россия будет добиваться сохранения и соблюдения Договора 1972 года об ограничении систем противоракетной обороны - краеугольного камня стратегической стабильности. Реализация США планов создания противоракетной обороны территории страны неизбежно вынудит Российскую Федерацию принять адекватные меры по поддержанию на должном уровне своей национальной безопасности;


 
 

 


• подтверждает неизменность своего курса на участие совместно с другими государствами в предотвращении распространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения, средств их доставки, а также соответствующих материалов и технологий. Российская Федерация - твердый сторонник укрепления и развития соответствующих международных режимов, включая создание Глобальной системы контроля над нераспространением ракет и ракетных технологий. Российская Федерация намерена твердо придерживаться своих обязательств по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, и призывает присоединиться к нему все государства мира;
• уделяет особое внимание такому аспекту укрепления стратегической стабильности, как обеспечение информационной безопасности;
• намерена и далее содействовать укреплению региональной стабильности путем участия в процессах сокращения и ограничения обычных вооруженных сил, а также применения мер доверия в военной области;

 

• считает международное миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и выступает за укрепление его правовых основ в строгом соответствии с принципами Устава ООН. Поддерживая меры по наращиванию и модернизации потенциала быстрого антикризисного реагирования ООН, Российская Федерация намерена продолжать активно участвовать в операциях по поддержанию мира, проводимых как под эгидой ООН, так и, в конкретных случаях, региональными и субрегиональными организациями. Необходимость и степень такого участия будут соразмеряться с национальными интересами и международными обязательствами страны. Россия исходит из того, что только Совет Безопасности ООН правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру;
• исходит из того, что применение силы в нарушение Устава ООН является нелегитимным и угрожает стабилизации всей системы международных отношений. Неприемлемы попытки внедрить в международный оборот концепции типа "гуманитарной интервенции" и "ограниченного суверенитета" в целях оправдания односторонних силовых акций в обход Совета Безопасности ООН. Будучи готовой к предметному диалогу по совершенствованию правовых аспектов применения силы в международных отношениях в условиях глобализации, Российская Федерация исходит из того, что поиск конкретных форм реагирования международного сообщества на различные острые ситуации, включая гуманитарные кризисы, должен вестись коллективно, на основе четкого соблюдения норм международного права и Устава ООН;

• будет участвовать в проводимых под эгидой ООН и других международных организаций мероприятиях по ликвидации стихийных и техногенных катастроф, других чрезвычайных ситуаций, а также в оказании гуманитарной помощи пострадавшим странам;
• рассматривает как важнейшую внешнеполитическую задачу борьбу с международным терроризмом, способным дестабилизировать обстановку не только в отдельных государствах, но и в целых регионах. Российская Федерация выступает за дальнейшую разработку мер по усилению взаимодействия государств в этой области. Прямая обязанность любого государства -защита своих граждан от террористических посягательств, недопущение на своей территории деятельности, имеющей целью организацию подобных актов против граждан и интересов других стран, и непредоставление убежища террористам;
• будет целенаправленно противодействовать незаконному обороту наркотиков и росту организованной преступности, сотрудничая с другими государствами в многостороннем формате, прежде всего в рамках специализированных международных органов, и на двустороннем уровне.

<< part three                                                                                                      part three >>

Россия в меняющейся системе международной безопасности, МГУ им. Ломоносова                                                 ©2005 Хохлов Игорь Игоревич