Доктрины РФ
 


Официальный текст Концепции национальной безопасности Российской Федерации от 10 января 2000 года.

Официальный текст Доктрины информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 года.

 
 

Косов Ю.В.

В разделе Монографии в настоящее время выкладываются две книги, ставшие для современной геополитики знаковыми, - Великая шахматная доска Бжезинского и Основы геополитики. Геополитическое будущее России Дугина.

Обе книги вышли в свет менее десяти лет назад, и, будучи очень неоднозначными трудами, как с концептуальной, так и с научно-практической точек зрения, стали некими отправными точками для современной геополитической науки.

 
 


Другая книга эта тема


Подзаголовок

Описание книги на эту же тему. Описание книги на эту же тему. Описание книги на эту же тему. Описание книги на эту же тему.

Подзаголовок

Описание книги на эту же тему. Описание книги на эту же тему. Описание книги на эту же тему. Описание книги на эту же тему.


Другая книга эта тема

Подзаголовок

Описание книги на эту же тему. Описание книги на эту же тему. Описание книги на эту же тему. Описание книги на эту же тему.

Подзаголовок

Описание книги на эту же тему. Описание книги на эту же тему. Описание книги на эту же тему. Описание книги на эту же тему.


Другая книга эта тема

Подзаголовок

Описание книги на эту же тему. Описание книги на эту же тему. Описание книги на эту же тему. Описание книги на эту же тему.

Подзаголовок

Описание книги на эту же тему. Описание книги на эту же тему. Описание книги на эту же тему. Описание книги на эту же тему.

 

 
Безопасность: геополитический аспект


Однако обострение глобальных проблем во второй половине XX в. привело к возникновению нового, более многогранного измерения национальной безопасности. Важными ее составными частями стали экологическая, демографическая, энергетическая, продовольственная и другие виды безопасности. В этой связи все большее значение приобретают такие факторы, как качество окружающей среды и эффективность экологической политики, динамика изменения народонаселения и его качественный состав, устойчивость снабжения продуктами питания населения, обеспечение промышленности сырьем, стабильный и достаточный характер доступа к источникам энергии и т.п. «В ряде исследований такую концепцию национальной безопасности трактуют как ее расширенное понимание, которое называют "человеческая безопасность"» (Brown L.R., Flavin Ch., French H. e.a. State of the World. 1997. — New York; London, 1997. p. 116.)

Экологическая политика — система мер, осуществляемых государством для сохранения окружающей среды и защиты природы. Важной задачей экологической политики является оптимизация отношений между обществом и при-родой, т.е. поиск и реализация наиболее приемлемых вариантов осуществления хозяйственной деятельности, при которой не допускалось бы нанесение ущерба природе. Экологическая политика основывается на природоохранном законодательстве и во многом определяется уровнем его разработанности. Важным направлением экологической политики является внедрение новых природосберегающих технологий, основанных на достижениях научно-технической революции, и модернизация уже существующих производств. Серьезной проблемой является финансирование природоохранных мероприятий, обеспечение которого требует во многих случаях политических решений на государственном уровне.

 
 

 


С обострением глобальной экологической проблемы во второй половине XX в. охрана природы стала важнейшим направлением международного сотрудничества. Во-первых, для решения глобальной экологической проблемы требуются согласованные усилия большинства членов мирового сообщества; во-вторых, серьезную политическую проблему в межгосударственных отношениях представляют так называемые «трансграничные загрязнения», когда вредные выбросы, внесенные в атмосферу или гидросферу на территории одного государства, пагубно воздействуют на природу другой страны.

В последние десятилетия в качестве важного инструмента обеспечения национальной безопасности стала рассматриваться и демографическая политика как комплекс мероприятий, проводимых правительствами современных государств с целью регулирования репродуктивного поведения населения, упрочения института семьи.

 


Демографическая ситуация в современном мире отличается большим разнообразием. В целом на планете наблюдается значительный рост народонаселе-ния, который получил название «демографический взрыв». Так, в 1800 г. на Зем-ле жило около 1 млрд. человек; для удвоения численности человечества с 1 до 2 млрд. потребовалось 130 лет (в 1930 г.), а для последующего удвоения — всего 45 лет (4 млрд. человек — в 1975 г.) Пятимиллиардный землянин появился в 1987 г. На рубеже XX и XXI вв. число жителей нашей планеты достигнет 6 млрд. Однако «демографический взрыв» в наше время происходит не во всем мировом сообществе, а прежде всего в странах Азии, Африки и частично Латинской Америки. Например, в Индии каждый день появляется на свет 56 тыс. новых жителей, и, по прогнозам, к 2016 г. по численности народонаселения Индия выйдет на первое место в мире. Такое стремительное увеличение населения ве-дет к обострению социальных, экономических, экологических и других проблем (рост числа безграмотных, людей, живущих за чертой бедности, и т.д.). Во многих развитых странах, наоборот, наблюдается «нулевой рост» населения, когда число рождений примерно равно числу смертей, или «отрицательный рост», при котором смертность превышает рождаемость. Таким образом, разные государства в современном мире ставят разные цели перед своей демографической политикой. Одни страны стремятся ограничить рост населения пли даже сократить его численность, другие, напротив, стараются увеличить число своих жителей, третьи считают естественный прирост удовлетворительным и принимают меры для сохранения его на том же уровне.

Методы проведения демографической политики принято подразделять на три группы: экономические, которые связаны с учетом числа детей при налогообложении, денежными пособиями, сплачиваемыми отпусками и разного рода льготами, преимуществами при приобретении жилой площади, содержанием или поддержкой государством различных детских учреждений; административно-юридические, которые реализуются при принятии различных законодательных актов с целью оказания влияния на ход демографических процессов; социально-психологические, которые направлены на формирование демографических идеа-лов, отвечающих интересам развития народонаселения страны и соответствую-щим этическим принципам и традициям, существующим в обществе.

Как мы уже отмечали, национальный уровень поддержания международной безопасности является принципиально значимым, но не единственным. Наряду с рассмотренными нами внутренними факторами, определяющими устой-чивое развитие государств в современном мировом сообществе, существенную роль играют и внешние факторы, проявляющиеся на региональном и глобальном уровнях. В то же время необходимо отметить, что существует первостепенный компонент системы международной безопасности, занимающий промежуточное место между национальным и региональным уровнем. Таким компонентом явля-ется граница — линия, фиксирующая пределы государственной территории. В политологическом плане под границей понимают рамки, ограничивающие про-странство, на которое распространяется национальный суверенитет. В геополитике, согласно определению американского теоретика Н. Спайкмена. граница трактуется как «некий символ, который ориентирует ландшафт вовнутрь, к сердцевине нации, и таким образом является мощным централизующим элемен-том». Граница — это не просто линия, механически обозначающая размежевание государственных территорий. Граница является одним из важнейших факторов, обеспечивающих жизнеспособность и безопасность государства. Она определяет ареал формирования национального самосознания и национальной идентичности. Способность государства обеспечивать неприкосновенность и защиту своих границ является показателем его силы и авторитета в международном со-обществе. Как показывает исторический опыт, распад государств часто начинал-ся с размыва их границ, возникновения конфликтов в приграничных областях и ослабления их связей с центром (подобные проблемы способствовали падению Римской империи, в начале XX в. — Австро-Венгрии, а в его конце — распаду Советского Союза).

Границы подразделяются на естественные и искусственные. Под естественными границами понимают созданные природой рубежи и преграды, которые используются для отделения территории одного государства от другого или от открытого моря. В качестве границ такого рода обычно выступают моря и океаны, реки и горные цепи. Искусственные границы обустраиваются людьми с по-мощью специальных инженерных сооружений. Среди естественных границ вы-деляются сухопутные и морские. Причем, как подчеркивал Ф. Ратцель, выгод-ность естественных сухопутных границ обратно пропорциональна их длине. Морские границы характеризуются прямой пропорциональной зависимостью этих двух параметров.

Границы выполняют важные геополитические функции. Они разделяют зоны действия национальных суверенитетов, служат рубежами передовой обо-роны государств, выступают в качестве пунктов контроля за миграцией людей и т.д. В этой связи примыкающие к границе территории, так называемые погра-ничные зоны, имеют не только особый правовой, но и геополитический статус. Здесь сходятся силовые векторы и концентрируются национальные интересы различных государств. В случаях, когда сходятся интересы крупнейших держав или их союзов, в качестве пограничных зон могут выступать целые государства, которые в геополитике называют буферными государствами.

Буферное государство расположено между территориями двух или нескольких более крупных держав. Оно находится на пути вероятного военного вторжения, через его территорию проходят важные транспортные коммуника-ции. Такое государство позволяет контролировать выгодный в геополитическом отношении регион. В истории только XX в. немало государств выступало в роли буферных. Например, во время франко-германского соперничества, ставшего одной из причин двух мировых войн, в качестве буферных выступали Бельгия, Нидерланды, Люксембург. При столкновении интересов России и Англии в Азии (в начале XX в.) подобную роль играли Османская империя (Турция), Иран, Афганистан, Тибетское государство. В годы «холодной войны» между Западом и Востоком оказалась Финляндия, успешно выполнившая роль моста в развитии мирного процесса в Европе.

<< part two                                                                                                              part four >>

Россия в меняющейся системе международной безопасности, МГУ им. Ломоносова                                                 ©2005 Хохлов Игорь Игоревич